издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Территория смелых экономических проектов

Усть-Илимск, приобретший статус города 38 лет назад, в советские времена был известен как место проведения трёх комсомольских строек. Возводили его с расчётом на перспективу, в которой к уже действующему лесопромышленному комплексу должны были присоединиться другие крупные перерабатывающие предприятия. Население одного из самых молодых городов Иркутской области должно было разрастись до 250 тыс. человек. Однако амбициозным планам, которые строили в восьмидесятые годы, не было суждено сбыться, и Усть-Илимск после распада СССР превратился в моногород с типичными для всех подобных территорий проблемами: экономической зависимостью от одного предприятия, постепенным оттоком населения и закрывшимся в начале нулевых аэропортом. Тем не менее действующая городская администрация приступила к реализации весьма смелого проекта по развитию Усть-Илимска. И первый шаг на этом пути был нестандартным – для моногорода разработали бренд.

План строительства Усть-Илимска, а точнее, правобережной части в своё время представили студенты Ленинградского архитектурно-строительного факультета, работавшие над дипломом на тему «Город моей мечты». И когда автобус, преодолевший почти тысячу километров пути от Иркутска, неспешно выезжает с моста, соединяющего старую часть города с «разбавленной» пятиэтажными «хрущёвками» деревянной застройкой с Новым городом на правом берегу Ангары, такое название не кажется наивным или претенциозным. Поражает хотя бы тот факт, что при возведении многоэтажных домов участки тайги между ними сохранили в первозданном виде. А широкие центральные улицы, машин на которых попадается в разы меньше, чем в областном центре, явно проектировались по той же логичной радиальной планировке, что и в Санкт-Петербурге. О тщательном подходе проектировщиков говорит и то, что Усть-Илимский лесопромышленный комплекс расположен с учётом розы ветров, так что характерный для всех производящих целлюлозу предприятий запах в городе практически не чувствуется.  

«Вокруг сырья строились города»

Однако влияние ЛПК на жизнь города видно невооружённым глазом, достаточно лишь взглянуть на стелу на выезде из Нового города и плакат с логотипом группы «Илим», гласящий, что идущая от неё дорога находится под видеонаблюдением. Казалось бы, в тематических статьях в Интернете можно найти упоминания о десятке крупных предприятий, однако градообразующим является именно лесопромышленный комплекс, а Усть-Илимск считается моногородом. «Есть критерии, определяющие статус моногорода, – объяснил мэр города Владимир Ташкинов. – Если свыше 60% выпускаемой продукции производит одно предприятие, то мы относимся к категории моногородов. В нашем случае 60% валового продукта обеспечивает лесопромышленный комплекс». Правда, вклад филиала ОАО «Группа «Илим» в городской бюджет, доходы которого в 2011 году составляют около 2,15 млрд. рублей, не так велик – 11% от всех налоговых и неналоговых отчислений. Виной тому законодательство, по которому большая часть отчислений направляется в федеральную казну. Между тем муниципальная экономика зависит от лесопромышленного комплекса, в котором работает более 8 тыс. из 57,6 тыс. трудоспособных жителей, в значительно большей степени. «Когда у предприятия менялись собственники, мы это сразу чувствовали. Ведь несмотря на то, что налоговые отчисления невелики, денежная масса в городе сильно зависит от него, – заметил Ташкинов. – И как только возникали задержки в выплате зарплаты, от этого страдал другой внутригородской бизнес». Однако международный экономический кризис 2008-2009 годов по городу сильно не ударил – цены на выпускаемую на предприятии сульфатную белёную целлюлозу значительно не снизились, равно как и спрос на неё.

Владимир Ташкинов, избранный мэром полтора года назад, приступил к реализации масштабных планов по развитию города

Председатель постоянной комиссии по бюджету и финансово-экономическим вопросам Думы Усть-Илимска, директор территориального агентства по поддержке и развитию малого предпринимательства Олег Кочановский добавляет, что город ещё на стадии проектирования был тесно привязан к лесопромышленному комплексу. «В то время политика освоения Сибири основывалась на том, чтобы вокруг сырья строились города, – рассказал он. – Сначала здесь  появилась ГЭС, которая должна была питать остальные промышленные объекты, а поскольку наш край лесной, то и направленность у моногорода была соответствующая: градообразующим предприятием стал Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. При советской власти он поддерживал социальную сферу и давал городу возможности для развития, но сейчас ситуация изменилась, так что нельзя развиваться на чём-то одном». Понимали это и раньше, до распада Советского Союза: ещё тогда разрабатывались планы по развитию Братско-Усть-Илимского территориально-промышленного комплекса, предполагавшие освоение зоны Байкало-Амурской магистрали и строительство крупных промышленных предприятий. Обеспечить их электроэнергией должна была Усть-Илимская ГЭС, мощности которой в настоящее время используются далеко не в полной мере. 

Согласно тем же планам, население Усть-Илимска должно было превысить 250 тыс. человек. Однако нынешняя картина несколько отличается от той, что рисовали 25–30 лет назад: если ещё в 1992 году в городе проживали 113 тыс. человек, то к 2011-му осталось примерно 90 тыс. Несмотря на то что естественный прирост населения в прошлом году достиг 176 человек, подкачала миграционная обстановка – отток составил 930 человек. «Конечно, народ сейчас уезжает не только из Усть-Илимска, но и из Иркутской области, потому что даже ближайший регион – Красноярский край – намного опережает нас в развитии», – привёл своё объяснение мэр. 

«А где ещё работать?»

Усть-Илимск строился вокруг одной из крупнейших ГЭС в Советском Союзе

Вдобавок возможности устроиться у молодёжи в городе немного. «Участь моногорода нас не минула, – философски заметил заместитель главного инженера Усть-Илимской ГЭС Андрей Карпачёв, демонстрировавший корреспонденту «Сибирского энергетика» станцию. – Работа у нас есть в основном на ЛПК и в энергетике. А где ещё работать – в торговле и услугах?» Статистика, которую даёт городской центр занятости населения, лишний раз подтверждает его слова: в обрабатывающих производствах занято 30,9% трудоспособного населения, в относящемся к энергетике производстве и распределении пара и воды – 7,3%, в образовании – 21,8%, ещё 15,9% – в здравоохранении и социальном обеспечении. В то же время на долю работников транспорта приходится 3,5%, розничной торговли – 2,12%, гостиничного и ресторанного бизнеса – 1% трудоспособных жителей. Несмотря на то что лесная направленность всей городской экономики ощущается едва ли не в тот момент, когда въезжаешь в Усть-Илимск (достаточно просто взглянуть на баннеры вдоль трассы), официально никто из горожан в лесной отрасли не работает, что в центре занятости населения объясняют очень просто: «Лесной комплекс – это лесхозы, которые находятся в районе». А тот же Усть-Илимский ЛПК или относительно небольшой завод древесно-стружечных плит попадают в категорию обрабатывающих производств. 

Но это касается только крупных предприятий, в малом бизнесе превалирует торговля. По словам Кочановского, в этой сфере работает более 60% небольших фирм. Хотя в самом деловом центре (блок-секции классической пятиэтажки хрущёвского образца в центре Усть-Илимска), где происходит наш разговор, расположен лишь один магазин под названием «Меломан», ещё в пяти кабинетах предоставляют юридические услуги, в трёх находятся представительства страховых компаний, в двух – агентства недвижимости, здесь же работают одно коллекторское агентство, общество с ограниченной ответственностью «Стройфирма», небольшие компании по установке и обслуживанию домофонов, ремонту мобильных телефонов и изготовлению печатей. Так структуру малого бизнеса Усть-

Илимска можно представить на примере созданного в 2002 году бизнес-инкубатора, в помещениях которого небольшие фирмы за умеренную плату – 300–400 рублей за квадратный метр – арендуют площади. Но стоит только выйти за его двери и дойти до ближайшего перекрёстка, где выстроились киоски и павильоны, как становится ясно: малый и средний бизнес действительно сосредоточен в торговле. «Конечно, у нас ещё много высвобожденных работников из бухгалтерских служб, которые предоставляют консалтинговые услуги, – добавил депутат городской Думы. – В городе есть немало юридических компаний, они друг другу составляют конкуренцию, и поэтому у них низкие цены, но я бы не сказал, что качество услуг там высокое». Однако значительного влияния на общую структуру занятости населения Усть-Илимска они не оказывают, и от ощущения лесной направленности городской экономики за время пребывания в нём избавиться не удаётся. И когда из разговоров с собеседниками «Сибирского энергетика» узнаёшь, что наиболее востребованными профессиями являются водители грузовых автомобилей, трелёвочников и операторы лесозаготовительных машин, начинаешь понимать, что оно не обманчиво. 

В ожидании Богучанки

«Кардинальных изменений в нашей работе запуск Богучанской ГЭС не вызовет», – уверяет директор Усть-Илимской ГЭС Андрей Вотенев

Впрочем, одной только узкой направленностью городской экономики проблемы Усть-Илимска не ограничиваются. Кочановский допускает, что отток населения связан и с грядущим наполнением водохранилища Богучанской ГЭС, и с экологическими проблемами, которые оно может вызвать в том случае, если не будут выполнены необходимые природоохранные мероприятия. На первый взгляд, водохранилище гидроэлектростанции, расположенной в Красноярском крае, на город особо повлиять не может. Директор Усть-Илимской ГЭС Андрей Вотенев, в частности, отмечает, что после запуска Богучанской ГЭС «кардинальных изменений гидрологического режима в нижнем бьефе станции» не последует. Для самой Усть-Илимской ГЭС это будет означать избавление от проблем с подпором в нижнем бьефе и возможность участвовать в рынке системных услуг. Годовая выработка станции, по расчётам специалистов, при этом уменьшится на 100 млн. кВт-ч. «Но это два дня работы, – подчеркнул Вотенев. – К тому же заполнение начнётся только в февралемарте 2012 года, а до 2014-го Иркутскую область оно вообще затрагивать не будет».  

В зоне подтопления окажутся два посёлка в Усть-Илимском районе – Невон и Кеуль. В самом Усть-Илимске в зону влияния попадают 22 частных дома на так называемых «низовых» улицах. В своё время их построили самовольно, однако «на излёте» Советского Союза их владельцам выдали постоянную прописку, без которой нельзя было претендовать на получение талонов на питание. «Власти тогда пошли на нарушение в пользу простого человека, но раз уж они так сделали, то теперь владельцы этих домов имеют законное право там проживать, – подчеркнул Кочановский, помимо депутатской комиссии возглавляющий комитет по  экологическому благополучию Усть-Илимского региона «Ангара 185». – И если берег, где эти дома стоят, начнёт подмывать, они могут попросту развалиться, так что их нужно учесть в законе [«Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению»]». 

Впрочем, одними только частными домами проблемы Усть-Илимска, связанные с подготовкой ложа водо-хранилища БоГЭС, не ограничиваются. Оценки воздействия на окружающую среду проекта по достройке станции до отметки 208 м не существует, нет и самого актуализированного проекта, в котором содержались бы природоохранные мероприятия. В первую очередь речь идёт о проведении лесосводки и реконструкции очистных сооружений Усть-Илимского ЛПК. «На сегодня качество очистки вод невысокое, оно не соответствует мировым стандартам, а после запуска ГЭС вода, которая сейчас течёт со скоростью 5-6 километров в час, будет двигаться по 50 сантиметров в секунду (около 1,8 километра в час. – «СЭ»), так что все стоки от ЛПК будут заходить в створ Усть-Илимской ГЭС и там испаряться, – сказал Кочановский. – Правда, мне говорят, что сама группа «Илим» взяла на себя реконструкцию очистных сооружений и предусмотрела финансирование в корпоративной инвестиционной программе, но когда это произойдёт – вопрос открытый». А намеченный на второй квартал запуск первых трёх гидроагрегатов Богучанской ГЭС между тем неумолимо приближается. Это понимают и в администрации Усть-Илимска, уже выделившей земельный участок для строительства домов переселенцам из Кеуля и Невона. Помимо этого в городе были проведены изыскательские работы по определению границ затопления и зон влияния при заполнении водохранилища, инвентаризация земельных участков и попадающих в эту зону объектов недвижимости, а также определена та площадь, на которой должна проводиться вырубка деревьев и кустарников. «Плюс к тому мы с районной администрацией участвуем во всех заседаниях по этой теме и стараемся решать имеющиеся вопросы», – добавил Ташкинов. А Кочановский отметил, что комитет «Ангара 185» уже не настаивает на заполнении водохранилища БоГЭС до отметки 185 м над уровнем моря. «Я понимаю, что выпавшую после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС мощность необходимо как-то восполнять и заполнять водохранилище до 208 метров, – объяснил он. – Но нужно хотя бы выполнить природоохранные мероприятия и перевезти население». 

Бренд для моногорода

Влияние Усть-Илимского ЛПК на жизнь города видно невооружённым глазом

Между тем среди волнующих жителей Усть-Илимска вопросов проблемы, связанные с запуском Богучанской ГЭС, занимают не первое место. «Вы спросите мэра, что будет с новыми производствами, что будет с развитием ЛПК и не задавят ли нас китайцы», –  посоветовал один горожанин. Владимир Ташкинов, избранный градоначальником в марте прошлого года, рассказал о том, какие проблемы в городском хозяйстве ему пришлось решать в первую очередь. «Город живёт на столько, на сколько у него наполнен бюджет, так что я сразу взялся за его наполнение», – сообщил он. Для начала был сформирован налоговый паспорт Усть-Илимска. Затем местные власти начали проверять, как уплачиваются обязательные платежи в бюджет. В итоге собираемость того же налога на доходы физических лиц увеличилась и фактические доходы бюджета увеличились на 10% в сравнении с плановыми. Кочановский рассказал ещё об одном нововведении: взамен отдельных бухгалтерий в бюджетных учреждениях был создан единый центр бюджетного учёта. В дальнейших планах полный переход от смет к системе муниципального заказа. А пока местным властям удалось добиться бездефицитного бюджета и погасить часть кредиторской задолженности, которая, по словам депутата, составляет «почти полмиллиарда рублей». 

Как полагает Кочановский, одна из главных задач, стоящих перед ними, состоит в том, чтобы удержать население. «Здесь главное, чтобы город был комфортным для проживания, чтобы посторонний человек, приехав к нам, захотел остаться», – уточняет мэр. В деле повышения комфорта начали с малого: в 2011 году сделали аллею выпускников и аллею молодожёнов, а на следующий год запланировали принять муниципальную программу по благоустройству. Разобраться решили и в сфере ЖКХ: в прошлом году удалось добиться снижения платы за услуги оказавшегося в положении монополиста ООО «УЖКХ-2008». А в будущем мэр намерен обсудить возможность сотрудничества в области ЖКХ ОАО «Иркутскэнерго» в качестве одного из учредителей или организатора новой управляющей компании. «Наше условие в том, чтобы компания взяла на себя не только хороший, но и ветхий жилой фонд, доля которого составляет около 2%, – рассказал Ташкинов. – В этом случае новая УК будет заинтересована и найдёт возможности и средства привести его в надлежащее состояние». 

В то же время в городской администрации решают и более глобальные вопросы. Год назад Усть-Илимск был включён в федеральную целевую программу поддержки моногородов. Одним из проектов, предусмотренных в ней, стал капитальный ремонт автомобильного моста через Ангару, стоимость которого составляет 223,8 млн. рублей (из них 109,2 млн. приходится на дотацию по программе, ещё столько же взято в виде бюджетного кредита). Мост когда-то был железнодорожным, но во время перестройки «переквалифицировался»: идущие через него шпалы и рельсы попросту залили асфальтом. Сейчас они прогнили, потребовался капитальный ремонт, начали его в апреле, а завершить планируют уже в октябре 2011 года. 

Помимо того что в 2010 году удалось включиться в программу поддержки моногородов, администрация Усть-Илимска разработала комплексный инвестиционный план развития города, рассчитанный до 2014 года. На его реализацию потребуется 8,96 млрд. рублей, большую часть которых должны составить средства частных инвесторов, тогда как на долю федерального бюджета придётся 510 млн., областного – 20 млн. рублей. В инвестиционный план входит не так много крупных проектов, однако нужно заметить, что все они существуют не только на бумаге. Это строительство одного из первых в России заводов по выпуску ориентированно-стружечных плит (OSB-плит), модернизация производства на Усть-Илимском лесопильно-деревообрабатывающем заводе, реконструкция животноводческого комплекса и тепличного хозяйства агрофирмы «Ангара» и строительство небольшого гидролизного завода, производящего биоэтанол и спирт. За первый из них, затраты на реализацию которого оцениваются в 4,7 млрд. рублей, взялась группа инвесторов, практически подготовившая проектную документацию и выкупившая помещения обанкротившегося механического завода. Дело за малым – решить вопрос с кредитованием, закупить, завезти и смонтировать оборудование. Ожидается, что новый завод заработает в 2014 году, а его запуск позволит создать более 1 тыс. новых рабочих мест. И заодно уйти от жёсткой зависимости городской экономики от Усть-Илимского ЛПК. Впрочем, только к переработке леса развитие экономики города и прилегающих к нему территорий не сведётся. Осваивать предполагается и другие ресурсы, ведь в Усть-Илимском районе насчитывается около 200 различных месторождений. В настоящее время создаётся геологическая карта территории, на которую они будут нанесены. Вполне вероятно, что после её опубликования найдутся желающие добывать железные руды или полудрагоценные камни. 

Есть и более амбициозный план по развитию города – восстановить аэропорт, закрытый десять лет назад. «У нас ведь был один из лучших аэропортов в России, с тёплыми переходами, из него летал прямой рейс в Москву», – вспоминает Кочановский. На одном из фотохостингов в Интернете можно найти фотографии, которые некто Георгий Моссаковский ежегодно выкладывает в Сеть. На них видно, что аэропорт Усть-Илимска, когда-то напоминавший «Домодедово» или «Пулково» в миниатюре, превращается в руины, стены которых стали мольбертом для местных юных художников, рисующих граффити. «Самое главное, что сохранилась ВПП, а современные технологии позволяют делать быстровозводимые сооружения, – отметил Ташкинов. – Но само собой разумеется, что аэропорт будет работать и будет эффективен в том случае, если появится грузопоток». Площадкой уже заинтересовался крупный перевозчик из Швейцарии, однако его требования включают  разработку проектно-сметной документации, на которую необходимо около 2 млн. евро. Интерес проявляет и группа «Илим». Плюс мэрия ведёт переговоры с региональными авиаперевозчиками. «У нас есть взлётно-посадочная полоса, и если она подойдёт под действующие стандарты, мы попробуем восстановить хотя бы сообщение по местным авиалиниям», – заключил Ташкинов. 

Сбудутся эти планы или нет, покажет время. Пока они только начали реализовываться, администрация Усть-Илимска сделала нестандартный ход и поручила московской консалтинговой компании «Конкретика» создать бренд для моногорода. Так что теперь на смену одной и той же мысли «Сибирь – отстой», которую, по словам Кочановского, можно прочитать, увидеть и услышать во многих СМИ, как минимум в одном сибирском городе придёт «Территория смелых экономических проектов». С прилагающимся к оптимистичному бренду не менее оптимистичным слоганом: «Начни в Усть-Илимске, преуспевай в России». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры