«Вагоны стоят, а уголь везти нельзя»
«На сентябрь нам согласовали от заявки лишь 42% вагонов Первой грузовой компании», – говорит директор ООО «Востсибуглесбыт» Виталий Лупарев. Прошлой осенью некоторые территории Иркутской области впервые столкнулись с недопоставками твёрдого топлива из-за дефицита порожних полувагонов, который образовался в связи с реформой РЖД. В этом году ситуация намного хуже, считают эксперты. В то время, когда о вагонах под уголь для коммунальных теплоисточников руководству области приходится договариваться с руководством железной дороги, угольщикам региона остаётся рассчитывать только на собственные силы.
Несогласованность
В прошлом году недопоставки угля для коммунальных котельных Приангарья из Красноярского края из-за нехватки порожних железнодорожных вагонов держали в напряжении несколько муниципалитетов и региональные власти с самого начала отопительного сезона. Этой осенью подобные сложности тоже не исключены. «Проблемы с поставками красноярского угля и сейчас существуют», – сообщил министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи области Пётр Воронин на пресс-конференции в понедельник. Постучав по столу, чтобы не «сглазить», он добавил: «Как ни странно, поставки ирша-бородинского угля со стороны СУЭКа в этом году идут более-менее нормально, во всяком случае заявленные объёмы мы получаем». Однако из-за отсутствия порожних вагонов в область не поступает топливо с Переясловского месторождения, которое принадлежит фирме «Красноярск-крайуголь». Получатели переясловского угля – Казачинско-Ленский район, частично Нижнеилимский и Усть-Кут, пояснил министр.
Сложности возникли в связи с реформой РЖД, в результате которой весь инвентарный парк вагонов был передан в дочерние структуры – Первую грузовую компанию (ПГК) и Вторую грузовую компанию (ВГК).
Для частных организаций ситуация складывается менее оптимистично: в июне от требуемой заявки компании «Востсибуглесбыт» (дочерняя структура «Иркутскэнерго») было согласовано всего лишь 26% вагонов ПГК, в августе – 37%, на сентябрь согласовали 42%, рассказал директор предприятия Виталий Лупарев. В похожем положении оказалась и Харанутская угольная компания, которая добывает уголь в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области. «Из нашей заявки на июнь – мы подавали на 300 вагонов – согласовали 87. В июле из 300 нам подали 100», – говорил в августе корреспонденту «СЭ» руководитель предприятия Алексей Дмитриев.
«Мы считали, что август у нас плохой: было запланировано 1,239 миллиона тонн угля к перевозке, «минус» составил 113 тысяч тонн, это 9,1%», – отмечает собеседник издания. В сентябре нагрузка увеличится: нужно компенсировать объёмы, «не довезённые» в прошлом месяце, к тому же начинается отопительный сезон. «Сейчас все пытаются запасти угля на зиму, план увеличился – 1,35 миллиона тонн к перевозке, фактически мы уже на 20 сентября минусуем 113 тысяч тонн», – констатирует Виталий Лупарев.
Без движения
Коммерческая составляющая в деятельности компании отошла на второй план – работа отталкивается от логистики и необходимости решать социальные задачи. В первую очередь уголь отгружается на объекты энергетики региона и ЖКХ и туда, где могут быстро «обернуться» вагоны, – компания располагает соб-
ственным парком. Организация движения на железной дороге оставляет желать лучшего. «Например, в Слюдянский район, где очень плохая ситуация со снабжением топливом коммунальных теплоисточников, по просьбе «Облжилкомхоза» мы отправили один раз свою «вертушку», она там простояла несколько дней из-за плохого движения на дороге и длительной разгрузки. Мы просто не имеем такой роскоши – отправлять свои вагоны туда, где они будут стоять», – говорит глава «Востсибуглесбыта».
Своим небольшим парком (в распоряжении «Иркутскэнерго» сейчас 845 вагонов, это 7 тысяч отправок в месяц) компания старается «на коротком плече» вывезти максимум угля, чтобы могли работать теплоэнергетика и регионообразующие предприятия, например Байкальский ЦБК, Селенгинский ЦБК.
Оборот вагонов ухудшают летние путевые работы на дороге, нехватка локомотивов и бригад. Так, во вторник четыре погруженных маршрута «Востсибуглесбыта» всю ночь простояли на станции Тулун из-за отсутствия локомотивов, хотя они уже должны были быть доставлены потребителям. И это далеко не единичный факт. «Мы не можем в этом месяце отгрузить ни тонны на экспорт, нам просто не согласуют вагоны, – подчёркивает Лупарев. – Самые высокодоходные, высоколиквидные контракты не грузятся». Компания несёт не только убытки в виде недовыручки, но и штрафы за нарушение контрактов.
Сейчас в собственных вагонах компании перевозится около 30% плановых или 35% фактических объёмов угля. Практически единственным доступным решением энергетики видят наращивание собственного парка: 400 новых вагонов компания оплатила, поставки, хоть и с опозданием, уже начались – первые 50 вагонов пришли, сообщил Виталий Лупарев. «Мы покупаем вагоны, берём в аренду в большом количестве, сокращаем время простоя под погрузкой, ведём переговоры с ЦФТО (Центром фирменного транспортного обслуживания. – «СЭ») и при этом понимаем, что всё равно недовывозим», – говорит эксперт. Только на складах предприятий Черемховского куста скопилось около 350 тыс. тонн угля.
Между тем Первая грузовая компания сообщает, что доля погрузки твёрдого топлива в адрес предприятий энергетики и ЖКХ Иркутской области и Забайкальского края на 12% превышает результаты аналогичного периода прошлого года. В августе перевозки составили свыше 190 тыс. тонн угля, а доля погрузки твёрдого топлива для нужд ЖКХ в общей по-
грузке ПГК на Восточно-Сибирской железной дороге составила 21,5%. Директор Иркутского филиала ОАО «ПГК» Валерий Яхимович называет своевременное обеспечение региона топливом приоритетной задачей. «Со стороны Первой грузовой компании все обязательства по обеспечению углем котельных и ТЭЦ Иркутской области и Забайкалья выполнены в срок», – сообщает глава компании через пресс-службу. В августе ПГК предоставила под погрузку свыше 13 тыс. полувагонов, что на 27% выше, чем в прошлом году. О планах погрузки на сентябрь в пресс-службе не сообщили, сославшись на то, что итоги будут подведены в первых числах октября.
«Проблема будет существовать»
По словам министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи региона Петра Воронина, области приходится задействовать максимум административных ресурсов, чтобы избежать прошлогодних проблем с поставкой угля для ЖКХ. «Буквально 10 дней назад на селекторном совещании первый вице-президент РЖД Морозов дал команду на Красноярскую железную дорогу, чтобы нас обеспечивали [вагонами]. В прошлом году поднимали очень остро этот вопрос, поэтому нам обещали каждый месяц дополнительно в пределах 100 вагонов», – сообщил чиновник. В начале сентября эти 100 вагонов область действительно получила. В министерстве надеются, что поставки угля продолжатся. «Но однозначно проблема будет существовать», – заключил Пётр Воронин.
Пока реформа РЖД, в результате которой должны были выиграть потребители – предполагалось, что частные перевозчики начнут конкурировать между собой, – приводит к противоположному результату. «Когда инвентарный парк принадлежал РЖД, они работали по прейскуранту и цена была приемлемой, – пояснил министр. – Сейчас иначе: у компании стоит на путях 1000 вагонов, и она не спешит их отдавать. Называются цены выше прейскуранта, минимум – на 18%, максимум – на 40%». Так, если в прошлом году Харанутская угольная компания платила за перевозку своего угля по 30 долларов за тонну, то в августе ценник поднялся до 57 долларов, говорит Алексей Дмитриев.
Простои пустых вагонов увеличились по меньшей мере более чем на одну треть, отметил Воронин. Частные перевозчики нередко отказываются везти уголь в небольшие посёлки даже с 40-процентным довеском к тарифу – из-за маленьких объёмов. Например, Рудногорску в Нижне-
илимском районе требуется 2-3 вагона, которые на обратном пути ничем загружены не будут. В итоге, заключил министр, «вагоны стоят, а уголь везти нельзя».