«Это как раз тот случай, когда мы должны рискнуть»
Вчера в Иркутске открылась II Байкальская венчурная ярмарка. Проект, который не вошёл в официальную программу Байкальского экономического форума, собрал несколько десятков инноваторов и инвесторов со всей страны. Среди гостей были «венчурная мама» России Альбина Никконен и известный венчурный инвестор Александр Галицкий, который однажды уже увёз из Иркутска проект «на миллиардный рынок».
Приходит новый русский в церковь и говорит: «Святой отец! Если я тебе миллион долларов дам, Бог мне простит мои грехи?». Батюшка подумал и говорит: «Сын мой, я 100% не гарантирую, но это как раз тот случай, когда мы должны рискнуть». Этот анекдот бродил в кулуарах II Байкальской венчурной ярмарки. Рисковать в Иркутск приехали исполнительный директор Российской ассоциации венчурного инвестирования Альбина Никконен, основатель и управляющий партнёр компании Almaz Capital Partners Александр Галицкий, вице-президент ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» Владимир Гусаков, директор московского представительства Russia Partners Management lls Алла Пьянова, гендиректор ООО «Биофонд РВК» Егор Бекетов, гендиректор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков.
Гости выглядели несколько растерянно, поскольку в их программах значились губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, мэр Иркутска Виктор Кондрашов, спикер ЗС Людмила Берлина, председатель президиума ИНЦ СО РАН Игорь Бычков, но никого не было. Не было и громко заявившего о своих «инновационных» интересах зампреда правительства Иркутской области Виктора Нечаева. А пришёл поприветствовать гостей только спикер гордумы Андрей Лабыгин. «У нас в регионе губернатор на нашей стороне», – заметил исполнительный директор Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Новосибирской области Борис Ивлев. А ведь у властей был реальный шанс перенять опыт: «Серый дом» несколько недель назад объявил о создании регионального венчурного фонда, а на ярмарку съехался цвет российского венчурного инвестирования. К примеру, президент Национальной ассоциации бизнес-инвестирования Константин Фокин, представители уже созданных и работающих венчурных фондов Новосибирской области и Республики Татарстан.
25 компаний удостоились включения в каталог выставки. Среди них – ЗАО «Восток-Тор», ЗАО «Аэроэнерготех», ООО «МПЦ», ООО «ЭкоСтрой-Инновации», ЗАО «Руссолнце», ООО «Солнечная энергия», ООО «Термостат». Разработки были разными – от высококачественных удобрений и установки для производства тепла при помощи солнечных батарей до создания экранопланов и лечебно-производственного комплекса «Кедровое молочко». Объявилось среди участников выставки и ООО «Юридическая компания «Розенкранц». Несколько месяцев назад оно бурно заявило о себе в Иркутской области сбором подписей против перевода региона в иной часовой пояс. Теперь компания презентует инновационный проект информационного портала для юристов под 14 тысяч долларов инвестиций.
Один из участников выставки сравнил бедных инноваторов с мышкой, а венчурных инвесторов – с мышеловкой, начинённой сыром. По глазам учёных было видно: денег хочется, но боятся – может и пришибить. «Мышеловки» ходили по стендам выставки с задумчивым видом и, судя по взгляду, пришибать никого пока не хотели. Их интересовали «грызуны», предлагавшие бизнес объёмами более 1 млн. долларов. Иркутским компаниям, как заявила Альбина Никконен, не хватает «амбиций и размаха». «Очень маленький запрос инвестиций, и эти цифры в основном не интересны венчурным инвесторам, – пояснила она. – Миллион и выше – вот интерес. А такие средства, которые запрашивают ваши инноваторы, могут потянуть местные администрации и областные программы. Это не плохо, это просто факт, и он говорит о том, что нужно развивать компании, чтобы они становились интересными для венчурных инвесторов и способными выйти за рамки местного рынка». «Нас, конечно, интересуют только те случаи, когда компания играет на большом рынке, – заявил Александр Галицкий. – И этот рынок измеряется большими цифрами. Для иркутчан – если я правильно произношу эту фразу, – для них должно быть приятно, что проект Alter-Geo построен на технологиях, созданных в Иркутске. Вся технология была разработана местными ребятами. И они до сих пор трудятся здесь, в Иркутске, кроме нескольких, переехавших в Москву. Это говорит о том, что есть примеры, по крайней мере в области информационных технологий, того, как в городе могут создаваться нормальные, интересные решения». Alter-Geo – это геолокационный социальный сервис, который позволяет отмечать и искать местонахождение различных заведений на карте и отслеживать на ней положение людей. Позже, общаясь с журналистами, Галицкий, вложивший свои деньги в этот проект совместно с Intel Capital, с удовольствием демонстрировал сервис на своём телефоне: «Вот сейчас эта система сообщила мне, что я в Иркутске». На вопрос «Конкурента» «Судьба иркутских инновационных компаний – это вывоз бизнеса в Москву?» Галицкий ответил: «Давайте так: бизнес всегда идёт туда, где находится самый большой рынок. На маленьком рынке вы не можете развить себя. Это касается не только Иркутска, а вообще любого бизнеса». Он считает: чем больше появляется профессиональных инновационных команд, тем больше в Иркутской области будет развиваться сопутствующих сервисов.
– Ещё проекты вы присмотрели себе в Иркутске?
– Пока изучаем, у нас свои методы исследования. Какие-то люди подойдут, они не участвуют в ярмарке, какие-то проекты будем смотреть на ярмарке. Нас интересует потенциал, который может играть на миллиардном рынке.
Пока инвесторы присматривались, Борис Ивлев рассказал, в чём беда инноваторов: они не умеют смотреть на своё чудо-изобретение как на бизнес-проект, желают видеть себя в его главе и не тратятся на бизнес-команду, которая бы «упаковала» разработку. Впрочем, мышление начало меняться. Так, главный конструктор экраноплана доктор технических наук Виталий Суржик сказал «Конкуренту»: «Я решился: пусть берут часть бизнеса себе, лишь бы экранопланы строили». Именно его проект сейчас рассматривается ИрГТУ и Российской венчурной компанией как наиболее перспективный в плане венчурного инвестирования среди разработок технопарка вуза. Впрочем, комиссиям по отбору инновационных проектов часто приходится сталкиваться не с Суржиками, а с иными личностями. Борис Ивлев рассказал, что как-то в комиссию, отбиравшую инновационные проекты, пришло замечательное письмо. Автор просил «создать при каком-нибудь из ваших вузов» лабораторию по изучению возникновения «феномена пульсирующего бессмертия». Всё это предлагалось сделать «ради престижа и славы Отечества!». Когда с подобными проектами приходится встречаться, начинается натуральная «вибрация души», сказал Борис Ивлев. «Вот таких неравнодушных людей мы чаще всего встречаем в жизни весной и осенью», – признался он. По его словам, энтузиасты со всей России до сих пор пытаются изобрести вечный двигатель, а учёные уже собрали «коллекцию теорий относительности». «И вы знаете, с каждым проектом приходится разбираться, потому что вы помните: великие открытия делаются на грани шизофрении», – поделился новосибирский учёный.
Как сообщила Альбина Никконен, в ноябре в Санкт-Петербурге пройдёт Российская венчурная ярмарка, сейчас же на Байкальской ярмарке работает судейская комиссия, которая занимается отбором проектов. И лучший из них получит право поехать на РВЯ. Когда верстался номер, выяснилось, что лучшей компанией признано ООО «Аграрные технологии». А на какие проекты инвесторы положили глаз прямо сейчас, неизвестно. «Ну вы же понимаете, это частное дело», – улыбнулся Александр Галицкий и внимательно склонился над стендом, где мальчик увлечённо рассказывал о проекте «пользовательского обмена файлами», который обещает на второй год рекламный доход уже 1,1 млрд. долларов.