«Бушер»: проектировали немцы, строили русские, а работать будут иранцы
Энергетический пуск иранской АЭС «Бушер», сооружаемой ЗАО «Атомстройэкспорт», компанией Госкорпорации «Росатом», состоялся 12 сентября. В торжественной церемонии в честь энергетического пуска станции со стороны иранского руководства в церемонии приняли участие вице-президент, руководитель Организации по атомной энергии Ирана Ферейдун Аббаси Давани, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи и министр энергетики Ирана Маджид Намджу. Российская делегация была представлена министром энергетики Российской Федерации Сергеем Шматко, генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергеем Кириенко, а также президентом ЗАО «Атомстройэкспорт» Александром Глуховым.
«АЭС «Бушер» – пример того, как могут быть выстроены отношения между стратегическими партнёрами и настоящими друзьями», – заявил в своём выступлении министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко.
Как сообщает пресс-служба ЗАО «Атомстройэкспорт», генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко назвал проект сооружения АЭС «Бушер» уникальным: «В ходе его реализации была проведена интеграция технологического оборудования российского проекта в строительные конструкции немецкого дизайна, более 12 тысяч тонн немецкого оборудования интегрировано в российский проект. 10 стран мира являлись поставщиками для иранской станции». Сергей Кириенко назвал АЭС «Бушер» «примером реализации права любой страны на использование мирной атомной энергии».
Российской и иранской сторонами было подписано два протокола: об участии АЭС «Бушер» в программе по проведению стресс-тестов, осуществляемой Госкорпорацией «Рос-атом», и об участии российского персонала в эксплуатации атомной станции в Иране на начальном этапе.
С тем, что этот пуск является историческим событием, согласен заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев, об этом он сообщил в своём комментарии для агентства REGNUM. По его мнению, за последние 10 лет Россия сильно упрочила свои позиции, в первую очередь в странах Юго-Восточной Азии. Эксперт считает, что пуск «Бушера» открывает России наиболее динамично развивающийся и самый большой рынок строительства атомных станций: «Это и Индия, и Китай, также сейчас наблюдается хорошее продвижение в страны Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам; со стороны Европейского региона – заключение контракта с Турцией и подвижки в некоторых других европейских странах, например в той же Болгарии». По мнению Сергея Кондратьева, наиболее крупный контракт, о котором уже известно и который скоро перейдёт в стадию практической реализации, – это строительство атомной станции в Объединённых Арабских Эмиратах. «Большинство крупных государств региона – и Саудовская Аравия, и другие страны Персидского залива – заявляют о том, что они, в принципе, хотели бы развивать атомную энергетику, в том числе и по чисто технологическим причинам. Потому что значительная часть электропотребления приходится на производство с непрерывным циклом – та же нефтедобыча. А атомная энергетика позволяет получать наиболее дешёвую электроэнергию именно для снабжения в таком непрерывном цикле. Я думаю, это открывает новые рынки, потому что исторически у нас достаточно хорошие отношения с арабскими странами, с большинством стран Персидского залива в частности».
Не скрывают своего энтузиазма и иранские эксперты. «Несмотря на то что западные страны пытались сделать так, чтобы Иран не смог стать развитой и современной страной, несмотря на санкции и давление, Иран добился очень большого прогресса в своей ядерной программе как в выработке электричества, так и в производстве своего топлива, предназначенного для мирных целей. Что касается МАГАТЭ, то все его декларации и заявления, как мы видели до настоящего времени, указывали на то, что ядерная программа Ирана имеет исключительно мирный характер», – заявил профессор Тегеранского университета Мохаммед Маранди китайской телевизионной компании CCTV.
В США не скрывают, что АЭС в Бушере до сих пор вызывает большую озабоченность у международного сообщества, хотя и признают, что деятельность АЭС находится за пределами возможной военной ядерной программы Ирана. Сейчас, по словам эксперта по ядерной безопасности из Массачусетса Джима Уолша, американцев волнует в первую очередь безопасность объекта. «Меня беспокоит то, что, как вы знаете, эта АЭС построена по очень старому проекту. Её возведение длилось очень долго, несколько десятилетий. Она была спроектирована немцами, строительством занимались русские, а обеспечивают её работу иранцы. Знаете, это похоже на плохую шутку. Поэтому сложно не волноваться по поводу безопасности и надёжности реактора», – отметил Уолш в эфире CNN. Вместе с тем он считает, что присутствие российских специалистов пойдёт станции на пользу: «Думаю, на самом деле США вполне довольны тем, что на станции столько русских, которые следят за всем происходящим. Так что это неплохо, лучше, чем если бы АЭС руководили исключительно иранцы, у которых небольшой опыт в этой сфере».