Уборка территории
Власти «расчищают» участок под новый аэропорт
На схеме территориального планирования Иркутского района международный аэропорт «Иркутск-Новый» обозначен еле заметным синим квадратиком в чёрной рамке. На самом деле это 700 гектаров близ деревень Поздняково и Талька в Хомутовском МО, которые во избежание спекуляций Иркутская область «застолбила» под новый аэропорт на семь лет. В основном сюда вошли федеральные земли лесного фонда. С ними, как ожидается, проблем не возникнет: здесь уже запрещено строить любые здания и сельскохозяйственные сооружения. Однако на территорию будущего комплекса «залезли» участки двух частных владельцев, которые по-прежнему имеют право без ограничений распоряжаться своей собственностью.
Около 700 гектаров в Хомутовском МО были зарезервированы в начале августа «для государственных нужд», а именно под строительство нового аэропорта. Соответствующее постановление подписал губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. В документе говорится, что на участке теперь нельзя вести строительство жилья, производственных, культурно-бытовых и любых других зданий. Кроме того, запрещается производить любые мелиоративные мероприятия, к примеру строить пруды. Как стало известно «М2», в зарезервированную территорию вошли, главным образом, федеральные земли лесного фонда. Однако в границы будущего аэропорта «залезли» и два участка частных собственников, рассказал источник в региональном минимущества. Их площадь в министерстве не уточнили. «Мы уже направили документы в Управление Росреестра по Иркутской области, чтобы на этих участках ввели аналогичные запреты. Сейчас там отсутствуют постройки, – отметил собеседник «М2». – Тем не менее землю у них изымать не будут, владельцы смогут распоряжаться своей собственностью, к примеру продавать её».
В минимущества заверили, что в границы участка под аэропорт не вошли земли населённых пунктов, поэтому жителям близлежащих деревень не придётся переезжать, чтобы освободить место под объект. Собеседник «М2» в администрации Иркутского района добавил, что территория будущего аэропорта учтена в схеме терпланирования, принятой почти год назад. На площадке аэропорта будет размещён отдельный посёлок. Кроме того, ожидается, что вблизи посёлков Карьер (Уриковское МО) и Еловый (Ушаковское МО) в связи со строительством
аэропорта появятся новые населённые пункты. Общая численность работников, занятых здесь в сфере транспорта и связи, должна вырасти с 1,5 тысячи до 5 тысяч человек после завершения стройки. В районе успели наметить и автодорогу к новому объекту, которая станет ответвлением федеральной трассы Иркутск – Усть-Орда. Также планируется реконструировать автодорогу Иркутск – Плишкино и построить новый участок в направлении аэропорта в обход посёлка Большое Голоустное (с переводом гравийного покрытия в асфальтовое). В районе даже под железную дорогу к «Иркутску-Новому» оставили место, хотя признали, что «технические характеристики и параметры данной железнодорожной линии будут уточняться при разработке проектно-сметной документации». То есть пока железная дорога, как и другие объекты, в схеме терпланирования обозначена весьма условно. В целом, по прогнозам муниципальной администрации, строительство аэропорта и сопутствующей инфраструктуры увеличит площадь территорий «энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения» приблизительно на 3,3 тыс. гектаров (на 28,4%).
Означают ли резервация земель и утверждение схемы терпланирования Иркутского района скорое возобновление работ по проекту аэропорта, собеседники газеты затрудняются ответить. В районной администрации признались, что пока не получали от минимущества даже официальных подтверждений резервации земель, а в министерстве заверили, что, кроме постановления губернатора о выделении площадки, о будущем аэропорте ничего неизвестно. Министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Александр Орешков, отвечая на вопрос «М2», заметил, что сроки начала работ напрямую зависят от договорённостей с федеральным центром и согласия инвесторов участвовать в проекте. Однако, по его словам, резервация земель на семь лет не даёт гарантии, что в этот период действительно начнётся строительство «Иркутска-Нового».