издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Снимают «шашечки»

Такси реорганизуются в службы по предварительному заказу автомобиля

  • Автор: ЯНА ВАСИЛЬЕВА

Службы такси снимают «шашечки» с крыш авто, убирают упоминание слова «такси» с машин и просят называть их исключительно «диспетчерскими службами» либо «службами по предварительному заказу автомобиля». На такие меры перевозчиков заставило пойти вступление в силу с 1 сентября этого года закона о такси. И хотя применяться он будет не раньше начала 2012 года, в фирмах такси уже сейчас прогнозируют массовый уход перевозчиков в «тень», а также повышение стоимости их услуг. Так, в Иркутске минимальная стоимость одной поездки уже возросла до 150 рублей.

Вопреки опасениям, 1 сентября не стало для фирм такси «чёрным днём»: вступивший в этот день в силу закон о такси не заставил их массово уходить в сферу нелегальных перевозок или оставлять бизнес совсем. Вместо этого перевозчики пока просто решили отказаться от использования слова «такси» в своей деятельности, пытаясь таким образом обойти нормы нового закона. В итоге службы, которые официально и так называются диспетчерскими, стали по-другому именовать свои услуги. «Такси больше нет. Так что теперь те же услуги называются либо предварительным заказом автомобиля, либо перевозкой пассажиров и багажа по заказу», – объясняет нюансы президент некоммерческого партнёрства «Владельцы иркутских такси» Евгения Шороп. По её словам, сегодня это единственная мера, которая позволяет сохранить сегмент пассажирских перевозок в прежнем виде. В противном случае начнётся массовый уход таксистов в «тень».   

Напомним, Федеральный закон о такси № 69 от 21 апреля 2011 года, вступивший в силу 1 сентября этого года, предусматривает, что все перевозчики должны иметь одну цветовую гамму и быть оснащены таксометрами. Впрочем, самое трудновыполнимое требование закона сводится к тому, что все автомобили, на которых осуществляется перевозка пассажиров, должны находиться в собственности или в лизинге компании-перевозчика. Представители фирм такси ещё до принятия закона назвали это требование нереальным, так как сегодня вся сфера бизнеса такси строится на аренде автомобилей, и отреагировали на него нескольким акциями протеста. Но даже прошедшая в начале августа Всероссийская акция протеста, которая объединила около 300 городов в стране, проблемы не решила. Теперь таксисты с тревогой ждут 1 января 2012 года, так как с этого момента правоохранительные органы смогут их штрафовать за нарушение норм нового закона. По предварительной информации, штраф за оказание нелегальных услуг по перевозке пассажиров составит 5 тыс. рублей. 

Впрочем, первыми неудобства почувствовали пассажиры. Так, минимальная стоимость одной поездки в такси по городу в конце августа возросла со 100–120 рублей до 150. «Пассажиры, конечно, этим недовольны. Но им тоже некуда деваться», – прокомментировали это изменение в иркутской службе такси «Путин». 

«Увеличение минимальной стоимости проезда было необходимой мерой,  так как сегодня большинство фирм и так работают на грани рентабельности», – объяснила причины Евгения Шороп. Впрочем, по её словам, 150 рублей «минималки» – это не самый худший вариант. Если бы службы начали массово пытаться выполнить требования закона, стоимость одной поездки по городу, по мнению Шороп, составила бы минимум 300 рублей. 

Отразилось вступление в силу нового законодательства и на самих фирмах такси. Так, по словам владельца службы такси «Шесть семёрок» Алексея Новокрещенова, почти все крупные фирмы потеряли часть водителей с автомобилями. «Это было ожидаемо, так как в новых условиях многим действительно проще работать на себя, потому что в этом случае вся прибыль остаётся в кармане водителя», – объясняет он. Сократилось за последнее время и количество служб, занимающихся пассажирскими перевозками по заказу. По словам Евгении Шороп, если раньше на рынке постоянно работало около 120 фирм, то теперь их количество составляет не более 100–110. «При этом для нас очень важно сохранить количество служб такси на рынке, в противном случае конкуренция на рынке будет расти, а это отрицательно скажется на стоимости услуг», – объяснила Шороп.

Вместе с тем открытым остаётся вопрос о том, что будет с нелегальными перевозчиками, количество которых на рынке, по прогнозам, будет только увеличиваться. По словам специалистов, точно, сколько их сегодня, не знает никто. «При этом законодательные нововведения их касаются в меньшей степени: чтобы оштрафовать всех и прекратить их деятельность, просто не хватит полицейских», – объясняет Алексей Новокрещенов. В связи с этим он считает, что законом следовало бы разделить сферы перевозок пассажиров по предварительному заказу и традиционных служб такси. И в качестве примера приводит опыт европейских стран и США, где этот бизнес состоит из машин, которые можно поймать на улице, и автомобилей по предварительному заказу. «У нас же такие границы стёрты. Для легальных перевозчиков и обычных «бомбил» действуют одни и те же нормы закона», – говорит он. При этом Евгения Шороп не отрицает, что сферу нелегальных пассажирских перевозок действительно необходимо упорядочить. И было бы неплохо, если бы такси, которые можно поймать на улице, имели опознавательные знаки. «Как знаменитое жёлтое такси в Нью-Йорке», – приводит она пример. 

Пока же перевозчикам остаётся надеяться на то, что до момента, когда нормы нового закона вступят в силу, успеют вступить в силу поправки к закону. «Чем больше будет поправок, тем дольше они не смогут его применять», – объясняет простую логику Новокрещенов. В противном случае владельцы служб такси планируют проводить новые акции протеста. «Причём на этот раз они будут жёстче», – предупредила Евгения Шороп.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры