Бензин по осени считают
В августе цены на автозаправках в Иркутске выросли на 40–50 копеек. В середине месяца, ссылаясь на рост закупочной стоимости топлива, подняли ценники основные крупные сети. В сентябре, не исключают участники рынка, розничные цены могут увеличиться вновь: опт продолжает ползти вверх, а предложение высокооктановых бензинов на биржах сильно отстаёт от спроса. Однако некоторым игрокам удаётся извлечь выгоду даже в условиях сжимающегося рынка.
Последнее изменение цен на заправках ЗАО «Иркутскнефтепродукт» (ИНП) произошло 18 августа – снизилась стоимость летнего дизельного топлива, сообщили в компании. Однако за три дня до этого снижения на 20–50 копеек поднялась стоимость разных марок бензина.
В настоящее время бензин АИ-92 обходится клиентам ИНП в 26,7 рубля, 95-й – в 29 рублей, 98-й продаётся по 30,2 рубля. Дизельное топливо, летнее и зимнее, – по 25,8 рубля и 26,3 рубля соответственно.
В середине последнего месяца лета повысили цены и другие крупные розничные операторы – «Крайс-Нефть» и «Омни». По данным Росстата на 22 августа, средняя потребительская стоимость бензина АИ-92 в Иркутске составляла 27,4 рубля, марки АИ-95 и выше – 29,27 рубля. «Есть желание в сентябре цены изменить вновь», – говорит коммерческий директор компании «ОМНИ» Денис Писаревский, аргументируя это тем, что 92-й бензин, который будет продаваться на АЗС этой сети в сентябре, подорожал на 1800 рублей за тонну. Такое повышение оптовой цены в пересчёте на литры составляет примерно 1,4 рубля. «Если учесть, что в рознице цены выросли на 40 – 50 копеек, продавать бензин становится нерентабельно», – поясняет эксперт. По информации ИНП, Регуляр-92 с Жилкинской нефтебазы в Иркутске подорожал с 30,2 тыс. рублей за тонну в начале августа до 31,9 тыс. рублей в первый день осени.
Угроза дефицита нефтепродуктов, которого опасались независимые операторы летом, похоже, немного отступила. По словам Писаревского, компания получила свою часть из 8 тыс. тонн бензина, поставленного «альтернативным заправщикам» в августе «Иркутскнефтепродуктом», однако предложение 95-го и 98-го бензинов по-прежнему ниже, чем спрос.
Схожие тенденции отмечают в крупнооптовом секторе биржевых торгов топливом аналитики «Кортес»: за неделю с 22 по 26 августа продавцы предложили 191,1 тыс. т нефтепродуктов, что на 51% меньше по сравнению с предыдущей неделей. Спрос на топливо снизился на 8%, при этом составил 1,5 млн. тонн. Наибольший интерес для покупателей представляли бензины производства НПЗ Роснефти, но производитель не предлагал топливо на торгах, уточняется в отчёте.
Снижение поставок топлива в конце весны – начале лета привело к тому, что ёмкость рынка светлых нефтепродуктов в Иркутской области во втором квартале, несмотря на рост экономики в регионе в целом, осталась на уровне прошлого года, подсчитали в ИНП. Между тем сбытовой «дочке» НК «Роснефть» удалось в первом полугодии улучшить свои финансовые показатели. Выручка «Иркутскнефтепродукта» за шесть месяцев составила 11,5 млрд. рублей, это на 5% выше аналогичного показателя 2010 года, при этом чистая прибыль взлетела на 175% – до 290,5 млн. рублей. Изменения произошли за счёт увеличения объёма продаж в рознице на 27%, в то время как по опту реализация нефтепродуктов уменьшилась на 22%.
Самому крупному игроку на иркутском потребительском рынке автомобильного топлива (из 421 автозаправки в Иркутской области, по данным на 1 июля, ИНП принадлежит 81 станция, говорится в отчёте компании) удалось увеличить свою долю рынка: по итогам второго квартала на «Иркутскнефтепродукт» приходилось 47,5% объёма розничных продаж в регионе, тогда как в первом квартале компания занимала 39,4% рынка. «Увеличение доли рынка связано с бесперебойным обеспечением нефтепродуктами клиентов через розничную сеть АЗС/АЗК в период топливного кризиса мая-июня 2011 года», – констатируется в документах оператора. Доли конкурентов, по оценке специалистов компании, в разы меньше: «КрайсНефть» – 14,4%, ОМНИ – 5,5%, прочие игроки – 32,6%. В мелкооптовом сегменте «Иркутск-нефтепродукт», по собственной оценке, занимает 73%.
За прошедшую неделю на мелкооптовом рынке нефтепродуктов РФ, считают аналитики «ОМТ-Консалт», средняя стоимость топлива немного возросла. Повышение крупнооптовых цен на НПЗ в конце концов дошло и до бензина на нефтебазах, расположенных в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В целом ситуация с автомобильным топливом в Приангарье в настоящее время достаточно стабильна, полагают независимые региональные эксперты: спрос удовлетворён, очередей на заправках не наблюдается. Роснефть продолжает держать независимых операторов «на коротком поводке». Несмотря на общее недовольство существующими ценовыми условиями, ни один из трейдеров не рискует вступить в открытую конфронтацию с нефтяной компанией. Потребители тоже уже адаптировались к ценовым колебаниям: как только стоимость на АЗС резко увеличивается, часть автовладельцев просто меньше пользуется автомобилем. Многократные попытки властей организовать справедливые условия для оптового и розничного рынков пока не дают результата: правила игры на рынке нефтепродуктов остаются скорее политическими, чем экономическими, констатируют специалисты.