Народный учитель
В этот раз Лилия Григорьевна Мартюшова собиралась на традиционную встречу выпускников своей родной Нижнеилимской средней школы с особым волнением. Уже двенадцать лет, будучи на пенсии, она жила в Иркутске, но связи с друзьями и коллегами-учителями из района не теряла и была в курсе всех новостей. Теперь же предстояло грандиозное событие: её школе исполнилось сто лет.
100 лет… Какая дата! История Нижнеилимской школы началась в сентябре 1911 года с четырёхклассного училища. В годы коллективизации здесь готовили механизаторов, животноводов, счетоводов, бригадиров. После уроков преподаватели учили грамоте селян в кружках самообразования. В 1936 году школа получила статус средней, и выпускники её стали поступать в институты.
– Наш класс выпускался в 1942 году, – вспоминал участник Великой Отечественной войны Вениамин Иннокентьевич Погодаев. – И мы все добровольно ушли на фронт. Многие не вернулись… А Николай Черных стал Героем Советского Союза.
Около двух тысяч выпускников вышли из стен школы. Всех их профессий не перечислить. Но особо стоит сказать об учительских династиях, которыми славится школа. Патриарх династии Калошиных, Павел Несторович, прожил 95 лет. Он начинал свою просветительскую деятельность в Нижнеилимске в 1913 году после окончания Иркутской учительской семинарии. Дело его продолжили дети, внуки, правнуки. Сотни лет учительского стажа на счету династий Перфильевых, Погодаевых, Оглоблиных, Голубевых.
А как не гордиться такими учениками, как дважды Герой Социалистического Труда Михаил Янгель, внёсший огромный вклад в развитие ракетно-космической техники, профессор Геннадий Черных, генералы армии Александр Янгель и Владимир Ступин, почётный строитель Российской Федерации, почётный архитектор России Михаил Зарубин, заслуженный изобретатель Российской Федерации Юрий Замаратский. И в этой череде – Лилия Мартюшова, единственная в нашей области удостоенная звания «Народный учитель СССР».
Лилия Григорьевна – педагог с сорокалетним стажем. Она пришла работать в школу после окончания Иркутского сельскохозяйственного института. Но так счастливо, как считает Лилия Григорьевна, сложились жизненные обстоятельства, что первые уроки практической педагогики она получила в своей родной школе в Нижнеилимске у своего любимого учителя Павла Несторовича Калошина. Здесь она впервые с радостью открыла для себя, что учительство – это её призвание, а общение с детьми, приобщение их к таинствам природы, пониманию красоты и драгоценности каждого кустика, каждой букашки и есть главное дело её жизни.
Потом была заочная учёба на биологическом факультете Иркутского пединститута, несколько лет работы в Икейской средней школе Тулунского района и, наконец, тридцать лет в школе №3 города Железногорска. На заслуженный отдых Лилия Григорьевна ушла со званиями «Старший учитель», «Учитель-методист», «Учитель-исследователь», «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Народный учитель СССР».
Что стоит за этими регалиями, может оценить только её коллега. Пересказывать же и описывать педагогические приёмы в работе любого учителя – дело неблагодарное и очень субъективное. Важно другое. Среди жителей Железногорска, особенно тех, что учились в школе №3, и в местном педагогическом сообществе и сейчас ещё живут воспоминания о школьном лесничестве и экологическом клубе «Берёзка», о дружине «Дети земли», школьном музее, где были представлены гербарии не только со всего Нижнеилимского района, но и с Камчатки. Бывшие выпускники с гордостью показывают гостям многолетние лесные деляны вокруг школы. А многие железногорцы уже и не знают, что сосновые боры на местах давнишних пожарищ, где они сегодня собирают грибы, лет тридцать назад были посажены школьниками под руководством учителя биологии Л.Г. Мартюшовой.
Вспоминая дела тех лет, Лилия Григорьевна за лёгкой иронией старается спрятать разочарование от того, что многое в школе уже утеряно навсегда: «Да, помнится, мы с ребятами в рюкзаках землю в тайгу носили для саженцев и на уроках инфузорий скрещивали по заданию учёных». По заданию учёных Томского университета, педагогического и сельскохозяйственного институтов Иркутска, областного управления сельского хозяйства на уроках биологии и вне уроков проводилось немало исследований. Например, более 20 лет по заданию Института географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР школьники вели в районе фенологические наблюдения. Результаты их экспонировались даже на ВДНХ, а созданные на их основе прогнозы урожаев орехов, лесных ягод и грибов успешно использовались нижнеилимскими лесхозом и коопзверопромхозом. Вместе со студентами кафедры ботаники Иркутского пединститута члены клуба «Берёзка» разрабатывали методы рекультивации отвалов пустой породы Коршуновского ГОКа. Результаты получились отличные, вот только перестройка помешала пустить их в дело. Школа №3 многие годы была в районе центром по охране природы. А площадь школьного лесничества достигала более тысячи гектаров. Там ребята ухаживали за лесом, охраняли его от пожаров и браконьеров, собирали лекарственное сырьё, активно участвовали в районных и областных акциях «Ель», «Первоцвет», «Нерест», «Наст».
Вот так учитель-биолог Мартюшова реализовала на практике усвоенный ещё в Нижнеилимской школе основной принцип педагогики: школьный кабинет и окружающий мир – это научная лаборатория, а знания, наработанные на уроках, – материал для формирования научного мировоззрения школьников и их жизненных мотиваций. Многие ученики, пошедшие по её стопам, до сих пор поддерживают связь со своим любимым учителем. Валентина Журавлёва из Усть-Илимска, Наталья Кириленко и Галина Цветкова из Железногорска, Наташа Чернышова из Красноярска… И многие другие. Пишут, звонят. Удивляются её постоянной занятости. «А это меня моя Нижнеилимская школа на всю жизнь зарядила на дело», – смеётся Лилия Григорьевна. Сегодня она снова занимается с ребятишками, но уже как член комиссии по патриотическому воспитанию областного совета ветеранов педагогического труда. Сегодня она в курсе жизни и всех проблем областного учительского сообщества как член президиума Всероссийского педагогического собрания и как эксперт при Институте развития образования областного министерства образования. Так что на столетний юбилей своей школы Лилия Григорьевна ехала не с пустыми руками.
А волновалась она перед отъездом потому, что снова предстояло погрузиться в печальную историю родной школы. Последний выпуск в ней состоялся в 1973 году. Через год над теми просторами, где долгие годы жили и процветали старинный город Нижнеилимск и его средняя школа, плескалось волнами Усть-Илимское море. Прошли годы, повзрослели и постарели её питомцы, но память о ней живёт. Свидетельство тому – традиционная встреча выпускников, которой в этот раз они дали грустное название «последний звонок» и которая состоялась 20 августа 2011 года в городе Железногорске-Илимском.