Утомлённые солнцем
От засухи особенно сильно пострадали поля в южных районах Приангарья
– Ситуация на наших полях очень сложная, – говорит директор ЗАО «Байкальская нива» Эдуард Давыдовский. – Особенно там, где сеяли в первые сроки. Ячмень – а это 700 гектаров – вообще выгорел. Невзрачно выглядят и другие хлеба.
«Байкальская нива» (бывший совхоз «Байкал») Иркутского района в минувшее десятилетие успешно развивала животноводство, укрепляла кормовую базу. Эдуард Давыдовский, к слову, прошёл школу степного земледелия, как-никак долгие годы проработал в Казахстане. Оттуда завёз новую для иркутских полей культуру – эспарцет. Однако нынче и этот засухоустойчивый южанин спасовал перед сибирской сушью. Сена будет очень мало. К счастью, от прошлого года остался приличный запас сочных кормов. Это и позволит обеспечить сравнительно сытную зимовку общественных гуртов.
Та же беда – жестокая засуха – не обошла стороной и соседнюю «Элиту», расположенную в Эхирит-Булагатском районе. Земли хозяйства находятся в разных почвенно-природных зонах. Агрономическая служба во главе с Юрием Белоусовым давно уже работает над внедрением зональных систем земледелия. И если бы этого не делали, то ещё неизвестно, что бы получали со своих полей и получали ли вообще.
– Убирать мы начали, да бросили, – сообщил Белоусов. – Слишком влажный хлеб пошёл. Откуда в сухую погоду влага? Так подгон появился. Сушилка есть. Но если такой хлеб будем сушить, то столько солярки сожжём, что и не рады будем. На одном из массивов столь мощный подгон поднялся над хлебами, что пришлось всё скосить и заложить в сенажную яму. Во всяком случае продукции с того поля мы возьмём больше, чем если бы убрали его на зерно.
Хотелось бы напомнить, что основная влагозарядка почвы в наших условиях происходит на исходе лета и в начале осени. В минувшем году этого не случилось. И потому земля, даже впитав растаявший снег, оказалась всё-таки не столь увлажнённой. Отсюда стремление хлеборобов пораньше приступить к севу, чтобы ухватить имевшуюся пока влагу. Но засуха жестоко покарала тех, кто торопился. Дожди пришли к нам поздно и вызвали прорастание не взошедших семян, способствовали отрастанию вторичных стеблей. И потому чем ярче в дальнейшем солнце светило, чем меньше оставалось дней до традиционных сроков жатвы, тем сильнее зеленело поле. Ждать, когда у подгона нальётся колос да начнёт созревать, – занятие более чем рискованное.
На фермах «Элиты» или «Байкальской нивы» стоят приличные гурты скота, которые нуждаются не только в концентрированных кормах, но и в сочных, и потому в этих хозяйствах могут выбирать, косить хлеба на корм или обмолачивать на зерно. А каково «безлошадным», то есть тем, кто не имеет скота? Они же ориентируются только на производство хлеба. Что им делать? Ждать мороза, который убьёт зелень? Или круглосуточно гонять сушилки? С такими же трудностями столкнутся и малые сельхозорганизации, сохранившие остатки животноводства. Непросто и тем фермерам, которые сделали ставку на свиноводство. Чушкам нужно зерно – ячмень, пшеничка, а они пока под зелёным сводом подгона находятся.
По словам ведущего специалиста минсельхоза Александра Зайцева, жестокая засуха наиболее крепко ударила по южным районам.
– Сильно пострадали хозяйства Усть-Ордынского Бурятского округа, исключая в какой-то мере Нукутский район, – говорит Зайцев. – Основательно прошлась засуха по Приангарской зоне, досталось Заларям. В Алари более-менее чувствует себя притаёжная зона, остальных же подсушило. Черемховский район получает не тот урожай, на который рассчитывал, а ведь там расположены в основном подразделения СХОАО «Белореченское». Очень плохо сказался дефицит влаги на многолетних травах. Всего по 4-5 центнеров сена взяли иные хозяйства с каждого гектара. Да, дожди нынешним летом были в дефиците.