Самые дорогие дома Ангарска
В результате конкурсного отбора определились многоквартирные жилые дома, в которых с августа начинают действовать самые высокие в Ангарске тарифы на ремонт и обслуживание. Жители двухэтажного 12-квартирного дома №27 58-го квартала должны будут теперь платить управляющей компании по 25 рублей 83 копейки, жители дома №1 106-го квартала — по 19 рублей. Это только за содержание и текущий ремонт жилья, за коммунальные услуги жители домов расплачиваются с ресурсоснабжающими организациями отдельно.
Почему «в результате конкурсного отбора»? Потому что по этим двум домам в июле городская администрация провела конкурс по выбору управляющей компании. На конкурс были выставлены три дома. По одному из них – №15 в 76-м квартале — желающих обслуживать дом не нашлось, по двум был единственный претендент – ООО «Э-Лес», он и признан победителем. Теперь новой управляющей компании предстоит оказывать жителям этих домов весь комплекс услуг, который прописан в конкурсной документации.
Выбор управляющей компании оказался предметом конкурса из-за несогласия жильцов с тарифом прежней УК. Несколько лет все три дома обслуживала компания «ЖЭУ-6». Обслуживала по расценкам, утверждённым главой Ангарска. В 2011 году тариф для домов без лифта и мусоропровода составил 11 рублей. С ним жители трёх домов решили не согласиться и договор с ЖЭУ-6 продлить отказались. Проводили собрания, предлагали компании более скромный перечень работ и услуг и более посильные для себя цены. За 7 рублей с копейками, которые предлагали жители, например, дома 76-15, компания обслуживать их не хотела. Тогда жители трёх домов обратились в прокуратуру.
Прокуратура, которую жильцы собирались использовать в своей борьбе за снижение тарифа, обнаружила, что жители этих домов «не реализовали своё право на выбор способа управления многоквартирным домом и на выбор управляющей компании». Хотя собрания в домах проводились. Правда, протоколы были оформлены не по правилам: то вопросы повестки на листе с подписями не обозначены, то голоса подсчитываются «людьми», а не принадлежащими им квадратными метрами. Надлежащим образом оформленных протоколов общих собраний собственников не было, а значит, ни способ управления, ни компания не выбраны. По мнению прокуратуры, собственники в течение года не воспользовались своим правом выбора — значит, городская власть должна осуществить этот выбор за них: нельзя же дому оставаться без обслуживания.
Предписание прокурора Дмитрия Погудина «Об устранении нарушений ЖК РФ» перемещалось по коридорам власти больше двух месяцев: поступило в канцелярию администрации Ангарска 3 февраля, передано в ДУМИ в апреле, оттуда — в департамент ЖКХ. В мае ДУМИ обязал департамент ЖКХ в срок до 25 июля провести конкурс. В апреле-мае готовилась конкурсная документация, в июне конкурс был объявлен, 25 июля состоялся.
– Мы обязаны были включить в конкурсную документацию все работы, которые должны проводиться на доме, и с той периодичностью, которая предусмотрена Правилами и нормами технической эксплуатации жилья, – поясняет начальник департамента ЖКХ и строительства администрации Ангарска Василина Шунова. – Мы руководствовались нормативными документами: индексом цен в строительстве Иркутской области, стоимостью человеко-часа по разрядам. Если предусмотрено, что зимой сдвижка снега должна производиться не позже 4 часов после снегопада, так и рассчитывали. Нормативы обязывают закладывать в перечень услуг уборку мест общего пользования независимо от этажности зданий — и мы заложили еженедельное мытьё полов и подметание 2 раза в неделю. Только это уже даёт в сумме 97 копеек в месяц с квадратного метра. Да, в Ангарске традиционно в двухэтажных домах люди убирают площадки и лестницы сами, но при разработке перечня обязательных услуг мы должны уборку включить.
Придомовая территория у выставленных на конкурс домов тоже оказалась немаленькой: у 58-27 – 507 кв. м дворового асфальта и 1105 кв. м грунта, их уборка тоже влетает в копеечку. Дома старые, текущий износ 38–-43%, большие затраты на текущий ремонт.
– Жители дома №1 106-го квартала меня спрашивали: зачем включать в перечень ремонт водосточных колен, если нам только в прошлом году крышу отремонтировали? – поясняет Василина Шунова. – Но если часть водосточной трубы под тяжестью льда оторвётся, откуда взять деньги на её замену?
В чётком соответствии с правилами и нормами возникли тарифы: 25,83 для дома 58-27, 19 рублей для 106-1 и 17,21 для 76-15. Поскольку по последнему дому конкурс не состоялся, через три месяца должен быть объявлен повторный конкурс — теперь уже с повышением тарифа на 10%. Если, конечно, жители не самоорганизуются, не проведут собрание, не оформят в чётком соответствии с законом протокол.
– Мы ведём работу со старшей по дому и готовы помочь жителям по всем правилам провести собрание и выбрать управляющую компанию самим. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы избежать повторного конкурса, – говорит ведущий специалист сметно-договорного отдела департамента ЖКХ и строительства Ксения Трубач. – Конкурс – это решение за жителей, а хотелось бы, чтобы они определились сами. Если у жителей нет взаимопонимания по тарифу с действующей управляющей компанией, никто не может их понудить заключить с ней договор, поскольку цена — одно из существенных условий договора. А вот если уже прошёл конкурс и есть его официальный победитель, тогда тариф, по которому дом обслуживает победитель конкурса, можно истребовать с жильцов в судебном порядке.
Воевавшие с тарифом в 11 рублей и огорошенные тарифом в 25 жители возмущены, но не единодушны. Одни говорят, что нужно пытаться договариваться с прежней управляющей компанией, другие – что нужно искать новую. Некоторым уже абсолютно всё равно, какая компания их будет обслуживать, важно только то, по какой цене.
В августе ООО «Э-Лес» приступило к обслуживанию домов, в которых выиграло конкурс. По словам Шуновой, директор фирмы – победителя конкурса Андрей Шестопалов готов вести переговоры с жителями по цене договора, обсуждать перечень работ и услуг. «Э-Лес» хочет зарекомендовать себя как хорошая управляющая компания – на этом рынке он делает первые шаги, выиграв конкурсы на обслуживание двух домов и нескольких общежитий.
Почему на эти дома не стали претендовать более опытные управляющие компании города? Их насторожил пункт в договоре, обязывающий победителя конкурса заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями. Этот пункт делает УК заложником неплатежей жильцов за газ, воду, отопление и электричество. «Э-Лес» этого нюанса договора не испугался — может быть, по неопытности, может быть, потому, что первый бизнес фирмы – охранное предприятие.
Что могут сделать жители дома 76-15, чтобы не повторить судьбу прошедших через процедуру конкурса? Самоорганизоваться. По словам старшей по дому Натальи Сусековой, они намерены провести переговоры с руководством как минимум двух управляющих компаний, и если те будут готовы принять их условия по тарифу и перечню услуг, они убедят весь свой квартал отказаться от услуг
ЖЭУ-6 и сменить компанию. Руководитель одной из компаний, в которую намерен «проситься» дом, от комментариев отказался – нужно тщательно просчитать, выгодно ли обслуживать дом вдали от основной территории.
Впрочем, положение у дома 76-15 довольно двойственное: с одной стороны, угроза повторного конкурса, с другой – августовское письмо прокуратуры, в котором указано, что в соответствии с договором, заключённым с ЖЭУ-6 в 2006 году на 5 лет, именно этой компании люди должны продолжать платить за услуги по утверждённым главой города тарифам.
В любом случае за услуги, которые по факту оказывает жителям прежняя управляющая компания в период их «самоопределения», вероятно, жителям придётся заплатить – и за уборку, и за вывоз мусора, и за обслуживание аварийными службами, и за все выполненные и актированные работы в доме.