издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хищения с последствиями

Работа, которую сетевые компании Иркутской области уже несколько лет ведут вместе с правоохранительными органами, даёт свои результаты: количество краж цветного и чёрного металла на сетях становится всё меньше. Случаи хищения провода стали крайне редкими, однако злоумышленники переключились на металлический уголок с опор ЛЭП. Аварийных отключений света это не вызывает, однако сетевым компаниям приходится возмещать ущерб за свой счёт и их расходы, зачастую немалые, закладываются в тариф и в конечном счёте ложатся на плечи всех потребителей Иркутской области.

Нехорошая статистика

В Иркутской электросетевой компании заметили очень интересную тенденцию: как только в стране происходят экономические неурядицы, количество случаев хищения цветного и чёрного металла с неохраняемых объектов увеличивается. Так было после дефолта 1998 года, последствия которого мы ощущали лет пять-шесть. Например, в 2003 году на объектах ОАО «Иркутскэнерго» (электросетевая компания, напомним, стала работать отдельно только с 1 января 2009 года) было совершено 213 краж, ущерб от которых превысил 6 млн. рублей. В следующем, 2004 году, случаев хищения было значительно меньше – 125, а ущерб от них составил 2,8 млн. рублей. В 2005 году было совершено 98 краж, «потянувших» на 2,2 млн. рублей. При этом 26 преступлений было совершено на тепловых и электрических станциях, остальные 72 – на сетях. В 36% случаев воровали трансформаторы, что объясняется довольно просто: шесть лет назад был бум строительства коттеджей, и многие владельцы домов для того, чтобы подключиться к электросетям, предпочитали не покупать оборудование, а попросту «позаимствовать» его на существующих подстанциях. «Бывало даже так, что крали у нас, а подключали к сетям «Облкоммунэнерго», – рассказал один из сотрудников ИЭСК. – И нельзя было доказать, что это наш трансформатор, потому что на него предоставляли «официальные» документы, изготовленные подпольно». В несколько меньших объёмах крали алюминиевый провод – на такого рода хищения в 2005 году приходилось 35% преступлений. На третьем месте по популярности среди преступников находился уголок с опор ЛЭП. 

Необходимо уточнить, что по сравнению с другими регионами России Иркутская область смотрелась относительно выигрышно. Например, на объектах ОАО «Красноярскэнерго» было совершено 212 краж на сумму 8,5 млн. рублей. В ОАО «Бурятэнерго» зарегистрировали 88 преступлений (3,351 млн. рублей), ОАО «Новосибирскэнерго» – 181 (2,76 млн. рублей), ОАО «Башкирэнерго» – 190 случаев хищения (5,4 млн. рублей). По масштабам хищений Приангарье также находилось и находится в лучшем положении. Скажем, в том же 2005 году на сетях «Иркутскэнерго» было украдено только 39 км алюминиевого провода разных марок, тогда как в Красноярском крае – 176 км, а в Бурятии – 330 км. Объясняется это не только и не столько разницей в протяжённости сетей, сколько более высоким благосостоянием населения и низким уровнем безработицы. 

Сила условного срока

Впрочем, нередки случаи, когда металл воруют не из-за необходимости, а «под заказ». Например, в июле прошлого года был осуждён житель Ангарска Игорь Мореходов, с октября 2008 года по март 2009-го укравший почти 11,9 тонны уголков на сумму 358321 рубль. С опор воздушных линий он срезал их специальным газо-сварочным оборудованием и увозил на собственном автомобиле. Уголки он явно крал «под заказ», и, несмотря на то, что в приговоре содержится туманная формулировка «распорядился похищенным по собственному усмотрению», в ИЭСК уверены: его покупали те, кто строил дачи и частные дома. Кстати, всплеск краж уголков приходится как раз на начало дачного сезона – май-июнь. 

Приговор по аналогичному делу, связанному с хищением, был вынесен в Братске в 2011 году. А в прошлом году к условном сроку приговорили жителя Усольского района Романа Рэчила, с помощью грузовика с крановой установкой (из тех, что в народе метко окрестили «воровайками») в 2009 году похитившего 15 железобетонных опор ЛЭП. За это он получил условный срок, однако, как отмечают в ИЭСК, таким приговором заканчиваются все уголовные дела, связанные с кражами на электрических сетях. Впрочем, в июле 2011 года в Красноярском крае двух  злоумышленников приговорили к трём с половиной годам колонии строгого режима, а организатора преступной группы – к году и девяти месяцам колонии-поселения, но в том случае они были ранее судимы, а из-за кражи 500 м кабеля был обесточен жилой дом. 

«У нас таких последствий обычно нет. Если уголки срезают, то это означает, что опора может завалиться в сильный ветер, – отметил директор по безопасности и режиму ОАО «Иркутская электросетевая компания» Валерий Силин. – Так что речь идёт об имущественном ущербе. Разве что лет пять назад был случай, когда опора упала, но там в срочном порядке включили резервную схему питания». Вдобавок некоторые из похитителей восстанавливают хотя бы часть ущерба, так что суды относятся к ним снисходительно. Тем не менее даже условный срок имеет свой воспитательный эффект: получивший его попадает в картотеку, и правоохранительные органы берут его на заметку, а те, кто захочет последовать его примеру, видят неотвратимость наказания, каким бы мягким оно ни было. 

Результат есть

О том, что работа судов даёт определённые результаты, свидетельствует тот факт, что в последние три года число краж постепенно снижается. В частности, если в 2008 году в двух филиалах ИЭСК – Южных и Центральных электрических сетях (ЮЭС и ЦЭС), на территории которых расположены наиболее развитые в индустриальном плане районы Иркутской области, было совершено 43 преступления (ущерб от них составил 2,151 млн. рублей), то уже в 2009 году – 22 кражи на 1,617 млн. рублей. В 2010-м в зоне деятельности Восточных электрических сетей совершено только одно хищение на сумму 315 тыс. рублей, в Южных, Западных и Северных электрических сетях не зарегистрировано ни одного преступления. Резкое снижение числа краж в Центральных сетях в ИЭСК связывают именно с задержанием Мореходова, орудовавшего в Ангарском районе. Если брать шире, то сказался тот факт, что с 2008 года электросетевая компания начала составлять совместные планы действий с ГУВД Иркутской области и региональным управлением ФСБ. 

Несмотря на это, в 2011 году последовал небольшой всплеск числа преступлений. На всей территории, где работает ИЭСК, за семь месяцев нынешнего года произошло ровно 10 краж. Скажем, в зоне ответственности ЦЭС украли 24 железобетонных опоры, изоляторы и траверсы с линии Апхульта – Бахтай в Аларском районе, Восточных электрических сетей – анкерную опору и 420 м самонесущего изолированного провода. Но безусловным «лидером» по числу хищений остаются металлические уголки: в июне только с высоковольтных линий 220 кВ и 110 кВ от Братской ГЭС до Братского алюминиевого завода срезали более 10 тонн. В ГУВД по Иркутской области между тем сообщили, что за первое полугодие 2011 года было возбуждено 20 уголовных дел по случаям хищения электрокабеля, из которых три дошли до суда. Кражи проводов, как следует из статистики, стали редкостью, а случаев хищения оборудования с трансформаторных подстанций нет вовсе. В последнем немалая заслуга сетевиков, только в Иркутске оборудовавших сотню подстанций сигнализацией, работающей через GPS, – благодаря этому о любом несанкционированном проникновении сразу становится известно службе безопасности. Так что кражи происходят на неохраняемых объектах – тех же ЛЭП, которые просто физически невозможно контролировать по всей длине.

Плюс тарифная нагрузка 

В то же время в ИЭСК констатируют, что количество краж с объектов электросетевого хозяйства постепенно снижается. Этому способствуют не только меры, которые предпринимают в самой компании и на уровне региона, но и инициативы федеральных властей, например, принятый в июле закон о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. В самой Иркутской области в 2011 году принят план мероприятий по борьбе с хищениями на сетях, подписанный руководителями областного ГУВД и регионального управления ФСБ, а также генеральным директором «Иркутскэнерго» Евгением Фёдоровым и главой ИЭСК Борисом Каратаевым. 

Однако ситуация с хищениями продолжает оставаться острой. И риск того, что очередная кража уголка или провода приведёт к повреждению ЛЭП и отключению электроэнергии не только в жилых домах, но и в больницах и других социальных объектах, всё же существует. Но не одну эту опасность таят в себе действия злоумышленников: затраты на восстановление сетей, к слову, только за семь месяцев 2011 года составившие 644822 рубля, в конечном счёте ложатся на плечи потребителей. Ведь других источников финансирования, кроме тарифа на передачу электроэнергии, у любой сетевой компании попросту нет. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры