«Нужно приложить значительное усилие»
Утро среды, 10 августа, встретило служащих шелеховского городского кладбища неприятным сюрпризом. На выезде с кладбища со стороны посёлка Баклаши на крайней левой дорожке были с обеих сторон повалены восемь каменных надгробий.
Мастер участка Андрей Мельников показывает: вандалы шли по дорожке и крушили памятники, выбирая дорогие каменные надгробия. Два по левой стороне дорожки – семейная пара стариков. Два памятника в одной оградке были завалены назад, на оградку. С одного зачем-то оторвали овал с фотографией. Через несколько простеньких жестяных памятников, оставшихся нетронутыми, – ещё один камень. Затем – добротный высокий монумент у самого выхода.
– Над этим издевались особенно тщательно, – говорит Андрей про последний. – Он был сделан основательно, вцементирован в постамент – просто так его не повалишь, нужно приложить значительное усилие. Видимо, пытались повалить некоторое время. На нём мы обнаружили след от кроссовка – приблизительно 43-44 размера. Видимо, разозлившись, что памятник не сразу поддался, стали издеваться над оградкой – вытащили все боковины, развалили её по сторонам.
Акт вандализма очень странный и потому особенно гнусный – это явно не осознанное политическое заявление, как обычно бывает на еврейских или прочих национальных кладбищах. Это откровенное мелкое хулиганство, совершённое бездумно и походя. Никаких предпочтений в выборе памятников – старики, женщины, обычные люди. Выбирали то, что удобнее ложится «на ногу», под удар.
Шелеховское городское кладбище – место тихое и уединённое. Вдалеке от тракта – на выезде из города поворот на грунтовку и ещё километра полтора мимо тихих пугливых китайцев, выращивающих свои овощи и тут же живущих. Дальше дорога уходит в поля, к Баклашам. По ней редко кто ходит – предприятий тут поблизости нет. Поэтому главная версия происшествия – подростки шли или из Баклашей в Шелехов пешком, или наоборот. Невозможно даже установить приблизительное время содеянного.
Андрей рассказывает: на кладбище работают два смотрителя через сутки, с восьми до восьми. Ночью кладбище не охраняется. Вечером накануне, в понедельник, работала Галина. Как полагается, перед концом смены она прошла с осмотром – всё было в порядке. Бригада рабочих Андрея зашла на участок утром по расписанию, в девять. Андрей расставил персонал по местам: кого на уборку мусора, кого на выезд, а сам решил обойти территорию. По привычке стал обходить вокруг по часовой стрелке, поэтому на изувеченные могилы на-ткнулся сразу же. Тотчас отправил одного из рабочих осмотреть остальную территорию – выяснилось, что пострадала только одна аллея. Позвонил директору предприятия, Любови Коловановой. Она приказала не трогать могилы до приезда полиции и вызвала опергруппу.
После отъезда оперативников памятники восстановили, но к месту преступления успели приехать местные телевизионщики, поэтому на следующий день гудел весь город, а через день представителям ритуальных агентств Шелехова уже звонили из Иркутска встревоженные родственники погребённых.
В четверг, 11 августа, на кладбище «Иркутский репортёр» встретил директора фирмы «Ритуальный сервис» Ирину Шмакову – она на машине объезжала «свои» могилы. Вместе с ней приехала и одна из родственниц погребённого на этом кладбище – проверить целостность семейных захоронений. Ирина рассказала:
– Звонят со вчерашнего вечера, только из Иркутска было около десятка звонков. Обычно спрашивают, с какой стороны кладбища были разрушены могилы. Поэтому и поехала проверить сама…
Андрей утверждает: подобный случай массового вандализма на кладбище впервые. Бывало, украдут что-то из оградки, но памятники до сих пор не крушили.
– Нас опера спросили: «Может, это конкуренты вам гадят?» Но у нас с конкурентами давно всё ровно, да и не станут люди, сами работающие в этой сфере, так коллегам гадить, – объясняет он.
Рядовой, обыденный случай, который и не стал бы достоянием гласности, если бы не сознательность директора кладбища и расторопность местной студии ТВ. Ведётся следствие.