На блюдечке с голубой каёмочкой?
Арбитражный суд Тюменской области принял к рассмотрению два иска миноритарных акционеров ТНК-ВР, которые требуют взыскать с британской ВР 87,1 млрд. рублей. Как сообщает Центр энергетической экспертизы, в такую сумму акционеры оценивают потери от действий британской компании, которые не позволили ТНК-ВР создать стратегический альянс с «Роснефтью».
Иски поданы миноритарным акционером Андреем Прохоровым и другими физическими лицами к ВР и ВР Russian Investments Ltd, а также к представителям ВР в совете директоров «ТНК-ВР Холдинга» – Питеру Энтони Чероу и Ричарду Скотту Слоану. Их рассмотрение назначено на 21 сентября и 12 октября соответственно. В ВР заявили, что «компания будет отстаивать свои интересы», в ТНК-ВР от комментариев отказались.
Представитель истцов, партнёр адвокатского бюро «Линия права» Дмитрий Чепуренко, Питер Энтони Чероу и Ричард Скотт Слоан как лица, занимающие руководящие должности в компаниях, входящих в ВР, не могли не знать о переговорах между британской компанией и «Роснефтью» по созданию стратегического альянса. При этом, действуя «разумно и добросовестно в интересах «ТНК-ВР Холдинга», они должны были сообщить компании о возможности принять участие в сделке.
Основанием для второго иска является то, что ВР добилась отклонения советом директоров ТNK-BP Ltd предложения о замене BP на ТНК-ВР в партнёрстве с «Роснефтью». Из-за действий ВР потери компании составляют 87,1 млрд. рублей – это разница между справедливой ценой 1,01 млрд. акций «Роснефти» на текущую дату и той ценой, по которой она получила бы этот пакет при обмене, рассказал Дмитрий Чепуренко. Сумму ущерба определяли независимые оценщики, отметил адвокат. В то же время с момента объявления сделки рыночная стоимость «Роснефти» на ММВБ снизилась на 8%, а предназначенный для обмена с BP пакет подешевел на 19 млрд. рублей.
Как пишет РБК daily, размер ущерба, определённый миноритарными акционерами, скорее всего, будет уменьшен судом, поскольку невозможно полностью предусмотреть все показатели, которые могли бы повлиять на стоимость неполученных акций, указывает управляющий партнёр Tenzor Consulting Group Андрей Пушкин. При этом именно истец должен будет доказать факт нарушения его права, наличие причинно-следственной связи между этим фактом и понесёнными убытками, а также размер убытков. «Кроме того, от истцов потребуется доказать нарушение членами совета директоров своих обязательств. Российская судебная практика исходит из того, что эти лица не могут быть признаны виновными, если действовали в пределах разумного предпринимательского риска. Хотя эта категория в значительной степени является оценочной», – говорит Пушкин.
Напомним, что 14 января 2011 года между ОАО «НК «Роснефть» и ВР были подписаны соглашения о создании совместного предприятия по освоению российского арктического шельфа и обмене 9,5% акций «Роснефти» на 5% акций ВР. Против сделки выступил концерн AAR («Альфа-Аксесс-Ренова», объединяющий компании соответственно Михаила Фридмана, Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника), который владеет 50% в ТНК-ВР. Российские акционеры посчитали, что сделка нарушает акционерное соглашение ТНК-ВР. В результате многочисленных судебных разбирательств сделка между BP и «Роснефтью» была отменена.