издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Некому учиться

Во вторник завершились основные этапы приёмной кампании–2011. Прошли две волны зачислений в вузы, и большинство абитуриентов Иркутской области, количество которых вместе с выпускниками прошлых лет в этом году чуть более 14 тысяч, получили статус студентов. Однако многие вузы этих студентов недосчитались. Бюджетный набор по большей части был закрыт, зато коммерческие потоки, зачастую «кормящие» университеты, по неофициальной информации, сократились где на 40%, а где и наполовину.

Первая волна зачислений в вузы по всей России закончилась ещё на прошлой неделе, в четверг. После того как 30 июля университеты вывесили списки рекомендованных к зачислению людей, абитуриентам нужно было определиться, куда им нести подлинники своих аттестатов. Так как в этом году, как и в прошлом, подавать документы на поступление можно было сразу в пять вузов на три направления подготовки, выбор у потенциальных студентов был широким. 

Вузы принимали подлинники аттестатов до 16 часов 4 августа. Те, кому не посчастливилось оказаться среди принятых в учебные заведения в первую очередь, пробовали свои силы в течение второго этапа зачислений, который стартовал 5 августа и продлился до 16 часов дня 9-го. В это время учебные заведения, в которых после первой волны оставались вакантные места, могли понизить проходной балл и увеличить таким образом шансы абитуриентов с не самыми высокими результатами ЕГЭ. Если до этого времени волнения по поводу неблагоприятной демографической ситуации, затянувшейся в России и продолжающей в текущем году сказываться на наполняемости вузов, наблюдались в основном только в рамках образовательного сообщества, то к началу второй волны зачислений о них во всеуслышание заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Глава ведомства сообщил, что российские университеты недобрали в этом году абитуриентов даже на бюджетные места некоторых направлений. В первую очередь это касалось специальностей в области энергетики, металлургии, транспорта и строительства. 

«Как я провёл лето»

В этом году университеты боролись за абитуриентов, количество которых снова снизилось более агрессивно, чем в прошлом

Вузовское сообщество в Иркутской области, однако, поспешило не согласиться с министром. В шести учебных заведениях региона, куда корреспондент «Конкурента» обращался за комментариями, заверили, что уж бюджетные-то места были закрыты полностью, во многих случаях сразу во время первой волны зачислений. «Наши ожидания оправдались на 100%. Уже после первого этапа все бюджетные места оказались заняты», – заявила ответственный секретарь приёмной комиссии Восточно-Сибирской государственной академии образования (ВСГАО) Елена Рогалёва. Вузу не помешал даже недавний прогремевший на всю трану скандал с внезапным назначением нового ректора, не устроившего весь преподавательский и учебный состав академии. По словам Елены Рогалёвой, в академии был зафиксирован даже «перебор» абитуриентов, собравшихся поступать на бюджет: 80 соискателям, которые подали оригинал документов в ИГПУ, пришлось во время второй волны зачислений пытаться поступить в другие вузы либо оставаться в академии за плату, равную 65 тысячам в год. Второй вариант, впрочем, выбрали немногие: на всю академию набралось только 20 «коммерсантов»-первокурсников. 

Ответственный секретарь приёмной комиссии Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) Ольга Горева также заявила о «стопроцентном закрытии бюджета ещё в первый этап зачислений». Это при том, что в ИрГУПСе в нынешнем году количество бюджетных мест увеличилось на сотню. Вопреки заявлениям министра Фурсенко о невостребованности транспортных специальностей, Горева настояла на том, что профильные направления вуза пользовались особой популярностью у абитуриентов. «К тому же именно на этих направлениях в основном осталась прежняя форма обучения – специалитет, более привычная и желанная для абитуриентов и их родителей», – аргументировала она. 

О закрытии всех 250 бюджетных мест отчитались и в информационно-аналитическом отделе Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ). Руководитель учебно-методического управления  Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ) Лариса Хамнуева заявила, что в их вузе первая волна никогда не закрывает все бюджетные места, однако волнения это не вызывает, так как ИГМУ обслуживает не только Иркутскую область, но и весь Сибирский федеральный округ. «К нам много документов присылают почтой: из Бурятии, Тывы, Якутии, – перечислила Лариса Хамнуева. – В этом году несколько писем приходило даже из Москвы, Белгорода, Дагестана, Чечни». 

Зато в наличии у вузов Приангарья некоторые проблемы, связанные с демографической ситуацией, признался проректор по учебной работе Иркутского госуниверситета (ИГУ) Игорь Гутник. Однако тут же оговорился, что на потоке потенциальных студентов в классический вуз они не слишком отразились. «В области до сих пор наблюдается снижение количества выпускников школ, но оно уже не такое большое, как раньше,  – сказал он. – К тому же для нашего университета этот процесс особо не заметен, бюджетные места практически закрыты». Вероятно, слово «практически» появилось оттого, что, например, из 20 бюджетных мест на направление «Математика» после первой волны зачислений оказались занятыми только четыре.Однако в вузе не посчитали это большой проблемой, поскольку места, оплачиваемые государством, университет может «перекидывать» в рамках одного профиля в зависимости от популярности конкретных направлений. 

 Ответственный секретарь приёмной комиссии Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) Елена Можаева связала некоторые неудачи первого этапа зачислений с возможностью детей подавать документы в несколько вузов и на несколько специальностей сразу. «Дети с высокими баллами по ЕГЭ понаотдавали везде документы и до последнего держали планку, не давая поступить абитуриентам с более низкими результатами, – объяснила она недобор на экономические и гуманитарные направления  вуза. – То же самое можно сказать о льготниках, которым университеты обязаны предоставлять бюджетные места. К нам, например, поступал мальчик с 228 баллами по ЕГЭ (это очень хороший результат), который в последний момент испугался, что ему не хватит места, и забрал документы. А зря, потому что в полчетвёртого дня 4 августа пришла девочка-льготница и тоже забрала свой аттестат». Можаеву поддержала коллега из медуниверситета Лариса Хамнуева, которая тоже пожаловалась на «вал бумажной работы» из-за обилия поданных документов. «Хотя и считается, что абитуриент не может подавать заявку на поступление более чем в пять вузов, выполняется ли требование на практике, проверить невозможно, потому как единой базы нет, – отметила она. – Поэтому вуз может радоваться наплыву абитуриентов, а потом вдруг обнаружит, что половина из них решила выбрать другие университеты». Проректор по научной работе ИГУ Александр Аргучинцев сказал, что этому явлению уже придумали название «ЕГЭ-туризм»: «Абитуриенты вместе с родителями берут в охапку все документы и «путешествуют» по вузам в поисках, где им повезёт, – описал процесс он. – А потом можно писать сочинение на тему «Как я провёл лето». 

Мы славно поработали 

Тем не менее и в политехе настояли на том, что паника по поводу нехватки студентов не оправдалась: в целом для ИрГТУ приёмная кампания прошла успешно, сказали там, и все инженерные направления заполнены студентами. 

– Однако укомплектовались мы далеко не полностью за счёт Иркутской области, – подчеркнула Елена Можаева. – Мы провели огромную агитационную работу по регионам, наши представители ездили в Якутию, Бурятию, Читу. И если в прошлом году соотношение приезжих к местным студентам у нас в вузе было примерно 50 на 50, то в этом, думаю, доля иногородних будет даже больше. 

По мнению Ольги Горевой из ИрГУПС, опасения университетов, что им не хватит абитуриентов, привели к проведению более агрессивной, нежели обычно, рекламной кампании, которая позволила этим страхам не сбыться. «Все хорошо поработали и набрали нужное количество студентов», – резюмировала она. 

Усомниться в том, что дела у вузов идут действительно настолько хорошо, как они заявляют, решила только заместитель начальника учебно-методического управления по приёму Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП) Ольга Пензина. 

– Естественно, мы ожидали оттока абитуриентов в этом году, – заявила она. – А как ему не быть, если прошлый год пять школ в Иркутске закончили без 11-х классов, этот год – уже 14?

«Никому не хочется признаваться в провалах, когда по телевизору и по городу идёт реклама, как всё хорошо», – предположила Ольга Пензина. И сообщила, что нынче коммерческий приём сократился в БГУЭП на 20% по сравнению с прошлым годом. По её же данным, количество первокурсников в Сибирской академии права, экономики и управления снизилось вполовину, а число студентов, набранных на платный набор в ИрГТУ, – на 40%. В самом политехе между тем утверждают, что это число уменьшилось только на 10%. «Правды вам нигде не скажут, – объясняют преподаватели вузов. – Всё, на что можно рассчитывать, – это только полуправда, потому что повод для паники у вузов действительно есть. Можно с уверенностью утверждать только то, что более престижные университеты «оттянули» абитуриентов у менее престижных. Вопрос в том, какого уровня эти абитуриенты». 

Качество и количество 

Проректор по научной работе ИГУ Александр Аргучинцев может рассуждать об уровне абитуриентов-2011, прорешав ЕГЭ самостоятельно: его сын в этом году поступал в вуз, и отец занимался подготовкой к экзаменам. «Математику мы прорешали всю. Там две части, в первой нужно просто вписать ответы, решив 12 задач разного уровня сложности, – поделился впечатлениями он. – При этом четыре задачи из них человек с образованием 5 классов решить просто обязан. Ну, например, есть вопрос такого уровня: «У Васи 100 рублей, один пирожок стоит 18 рублей, сколько пирожков он может купить?». На задачах подобного уровня можно было набрать минимальное, необходимое для преодоления «порогового» значения количество баллов. А в вузах области на некоторые направления подготовки принимались абитуриенты, у которых было чуть больше ста баллов по всем трём ЕГЭ. То есть формально бюджетные места закрыты, но какой у них качественный состав?»

Возмущает борцов за качество образования и повальная привязанность абитуриентов к обществознанию, сдавать которое, как считается, легче всего. В этом году, как, впрочем, и в прошлых годах, этот предмет выбрали практически две трети поступавших в вузы – 8347 человек. «Ясно, что они при всём желании не могли поступить ни на одну техническую или естественно-научную специальность, – сказал Аргучинцев. – В итоге конкурс на гуманитарные специальности у нас завышен, а у большинства естественнонаучных направлений он, наоборот, небольшой. Так, может, мы сделаем обязательной сдачу не только русского и математики, но и физики и, бог с ним, обществознания, чтобы абитуриент мог всё-таки идти на какую-то инженерную специальность, а не ломиться в экономисты и юристы?»

Впрочем, Игорь Гутник считает, что абитуриенты выбирают обществознание не только за сравнительную простоту экзамена. С гуманитарным образованием человеку будет проще трудоустроиться, убеждён проректор ИГУ. Отучившись на юрфаке, выпускник может работать в разных областях, несмотря на то что сейчас избыток юристов, сказал он и поинтересовался, куда идти инженеру с конкретной, достаточно узкой специальностью. «Сколько у нас в стране создано новых рабочих мест для них? – спросил Игорь Гутник и сам же ответил: – Нисколько. Мы же работаем на советских предприятиях, на том же оборудовании, которое было 20, 30 лет назад, а оно разрушается». Поэтому государственные призывы учиться на инженеров бессмысленны, пришёл он к неутешительному выводу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры