Вспышка «сверхновой»
Два скандала привлекли внимание СМИ к праймериз «Единой России» в Иркутской области за последние дни. Не успел губернатор Иркутской области отказаться от первого места в списке, как депутат Госдумы Сергей Колесников выступил с заявлением, что праймериз больше похожи на «бардак», когда рейтинги искусственно делаются под одну «сверхновую звезду» за счёт подвоза голосующих. Колесников предусмотрительно имя «звезды» не назвал. Но, судя по итогам голосования на восьми площадках «Народного фронта», «сверхновая» – это Сергей Тен.
По итогам голосования 27 июля в ДК им. Ю.А. Гагарина в Иркутске из 365 участвовавших в голосовании бюллетеней 250 оказались с «галочкой» за Алексея Фёдорова, 156 – за Сергея Тена, 89 – за Виталия Шубу. К моменту, когда голосование прошло не менее чем на восьми площадках регионального «Народного фронта», у Сергея Тена оказалось 1366 голосов, у Алексея Фёдорова – 853, у Андрея Чернышёва – 750, у Людмилы Берлиной – 721, у Виталия Шубы – 703. 2 августа были опубликованы итоги голосования по Ангарску, там тройку лидеров возглавил нынешний депутат Госдумы Константин Зайцев.
Цифры вызвали лёгкий шок у депутата Госдумы Сергея Колесникова, тем более что он в списке оказался в конце первой десятки с рейтингом в 16%. Академик направил в региональный координационный совет «Народного фронта» письмо из целых девяти пунктов, где указал, в частности, что итоги голосования противоречат социологическим исследованиям. То есть буквально – люди в опросах доверяют одним, а в праймериз побеждают другие. В минувший понедельник на заседании координационного совета Колесников в выражениях не стеснялся. «Мы фактически на площадках провели не объединение, а размежевание, – заявил он. И добавил: – Единороссы начали активную подковёрную борьбу за места в Госдуме, не гнушаясь в методах». «Это можно делать, когда разные партии борются, но когда это происходит в одном фронте, это уже бардак называется», – заметил он. По информации Колесникова, некоторые из кандидатов создали «летучие бригады», которые голосуют в тех местностях, отношения к которым никакого не имеют. В результате получается, по словам академика, «бред сивой кобылы», когда, к примеру, вице-спикеры ЗС Геннадий Истомин и Геннадий Нестерович получают в своих округах лишь 17-18 места.
«Я тоже могу зарегистрировать 15 общественных организаций, которые буду контролировать, причём не на местном уровне, – горячился Колесников, позже общаясь с журналистами. – А у меня только общероссийских 15 организаций, в которых я либо член руководства, либо сопрезидент». Однако нагонять в другие территории выборщиков из этих организаций, чтобы накачать голосование, академик «не счёл порядочным». «На каждую площадку 100–120 человек привозить – неважно, с этой территории или с другой – это же бред! – заявил Колесников. – Я не называю фамилий, но сам по себе принцип ущербный. А потом начинается работа среди мэров, когда говорят: «Ты знаешь, в Москве этого не поддерживают, а региональное отделение этого не поддерживает, политический труп и так далее».
Академик заверил журналистов и единороссов: он не о себе беспокоится, но и делать дурака из себя не позволит. «Я хочу сказать, что ни одному человеку не звонил. Ни мэрам, ни своим знакомым, никому! – разволновался Колесников. – Меня устраивает то, что за меня голосуют те, кто хочет голосовать. И не буду звонить и не буду организовывать грязные технологии. Мы же молодёжь этому учим!» Какая молодёжь оказалась самой «обучаемой», Колесников деликатно уточнять не стал. Однако в беседе с журналистами пригрозил, что у него есть материалы «даже на уровне прокуратуры», которые могут прояснить, как один из рейтинговых кандидатов доводит до банкротства вверенные ему малые и средние предприятия.
Но самое главное, что волновало академика, – это рейтинги. Из-за раздутого «флюса» в пользу одной-двух фигур остальные кандидаты просто не набирают голосов, считает депутат Госдумы. Тот же Виталий Шуба на первом голосовании получил около 20% и был чуть ли не восьмым в списке. Сейчас его рейтинг близок к 30–35%. Четыре кандидата набирают суммы, близкие к 30–40%. И только один – более 50%. У остальных в десятке – 16–20%. По мнению Колесникова, взглянув на такой список, «компетентные товарищи» из Москвы скажут: «Хорошие у вас рейтинги – 15, 10, 20%. Одна суперзвезда есть, сверхновая, и всё». И с удовольствием заполнят региональный список людьми из федерального центра. «Тех, кого выщелкнули из своих территорий по разным причинам, в Госдуме 50–70 человек, – объяснил журналистам Колесников. – Они, как шахматные фигуры, могут быть расставлены куда угодно. В Иркутскую область, к примеру, на Алтай. А вот в Бурятию вряд ли, потому что там всё нормально организовано». Нормально – это когда действующие депутаты Госдумы от Бурятии снялись с праймериз добровольно. «Там ситуация более-менее понятная, люди заранее собираются и говорят друг другу: «Ты отработал своё», – пояснил Колесников. – Если бы мне сказали, что я отработал своё. Но мне ничего не сказали». В итоге академик предложил ввести голосование сразу за нескольких «полюбившихся» кандидатов, чтобы рейтинги не выпячивались в сторону одного-двух претендентов.
Единороссы встали грудью на защиту чистоты своих праймериз. Руководитель исполкома ИРО «ЕР» Владимир Сукосян в заявлении Сергея Колесникова увидел только «эмоции». «Итоги праймериз и итоги социологических исследований почти всегда противоречат друг другу», – поделился новостью Сукосян. Предложение о голосовании за нескольких кандидатов он назвал «деструктивным». «А если кто-то захочет голосовать за шесть человек, а кто-то за четыре, а кто-то за десять, а кому-то нравятся все 90 участников? – поразмышлял он. – Ну это совершенно невозможно – установить здесь какие-то рамки». Предложил не менять праймериз и председатель совета Иркутского регионального отделения общественной организации «Опора России» Эдуард Яроцкий («Опора России» поддерживает Сергея Тена). «Я тех людей, которые в праймериз обозначены, знаю достаточно давно и не согласен с тем, что кто-то кому-то звонил, – заметил он. – Эти вещи недоказуемы, потому и не стоит о них говорить». Не усмотрела нарушений при проведении праймериз и глава общественной приёмной Путина Наталья Протопопова. Она заметила, что не все общественные организации имеют разветвлённую сеть в области и они вынуждены делегировать своих представителей в территории. «Набирают достаточно высокий рейтинг те, которые выступают, – отрезала главный гинеколог области. – Каждый человек должен понимать: если он вошёл в список, обязан отрабатывать».
Стоит заметить, что Людмила Берлина, к примеру, идёт от шести общественных организаций региона, Сергей Тен – от девяти. В беседе с «Конкурентом» Сергей Тен заявил, что ни одна из его организаций специально под праймериз не создавалась и, более того, он не уверен, что слова Сергея Колесникова относятся именно к нему. «Наша команда начала работать за шесть месяцев до начала праймериз, – сказал он. – Мы побывали практически во всех муниципалитетах, за исключением трёх. С мэрами, с общественностью, с партийными ячейками обсуждали вопросы дорожного строительства и дорожной сети. Тема очень больная, в рейтинге проблем практически во всех муниципалитетах занимает 1-2 место. Это была большая работа, за которую мне и моей команде не стыдно. С другой стороны, такие значимые фигуры из списка, как Людмила Берлина или Александр Битаров, в Госдуму идти не намерены, поэтому люди делают ставку на других реальных кандидатов». Глава ЗАО «Труд» сообщил, что у него нет информации о том, будто кто-то из кандидатов подвозил голосующих в территории. «Если у Сергея Ивановича есть конкретные факты, я готов их рассмотреть и обсуждать», – сказал Сергей Тен. Он заявил, что с уважением относится к Сергею Колесникову и сейчас его выступление считает попыткой каких-то сторонних сил развалить единство партии и искусственно сделать Колесникова оппонентом его товарищей по «Единой России».
Пока в ИРО «ЕР» кипят страсти, к регионам подкрались новые праймериз. Голосование, которое должно было закончиться в первой декаде месяца, продлено до 25 августа. Голоса придётся собирать снова, а вот как – инструкций пока не получила даже Наталья Протопопова. Знает только, что кандидатам буквально предложили выйти на улицы и в смешанные трудовые коллективы. Эффект предполагается «совершенно неожиданный», поскольку уж эта
аудитория вряд ли будет лояльной. «Новый праймериз все точки над i расставит. И это уже будет ближе к тому, что нам ждать в декабре», – заинтриговала Наталья Протопопова. Кто-то спросил: «А как будем определять результат?» «Если живой вышел претендент, то всё – победитель», – отрезал его коллега. За теми, кто выживет, будут пристально наблюдать из Москвы.