издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Подрезали крылья

Иркутским пассажирам «Континента» придётся искать альтернативные пути до Анапы и Барнаула

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Последствия банкротства авиакомпании «Континент» ощутили иркутские пассажиры. 28 июля более 140 человек не смогли вовремя вылететь из Иркутска в Барнаул и Анапу. Их пересадили на самолёты других перевозчиков, в основном АК «Якутия». Однако, как выяснилось, это была «разовая акция». С 30 июля компания перестала финансировать транспортировку пассажиров. Деньги за билеты, по словам представителя «Континента», иркутяне смогут вернуть лишь через генеральных агентов авиаперевозчика в Москве, Красноярске или Норильске. Тем временем Росавиация уже рекомендовала пострадавшим людям покупать новые билеты на рейсы других компаний. Для некоторых иркутян это может означать кардинальное изменение отпускных планов: минимальная цена перелёта до Анапы и обратно на август составляет около 32 тыс. рублей.

«О том, что «Континент» не сможет выполнить рейс, нам стало известно утром 28 июля. Уже в полдень того же дня люди должны были вылететь из Иркутска. Это был архифорс-мажор», – рассказала «Конкуренту» глава иркутского ОАО «Центральное агентство воздушных сообщений» (ЦАВС) Татьяна Голубева. На интернет-форуме «Континента» уточнялось, что аэропорт Барнаула отказался обслуживать самолёты компании «из-за постоянных отмен рейсов, задержек и внеплановых посадок». Одна из клиенток перевозчика написала на форуме, что собиралась отправить рейсом 28 июля родителей, но утром в справочной аэропорта сообщили об отмене полёта. «Я чуть со стула не упала. Мы – скорее в аэропорт. Повезло, что получилось поменять билеты на другую компанию и даже без доплат. А к представителям компании даже обращаться не стали. В общем, никому не посоветую эту компанию. Люди, берегите свои нервы!» – порекомендовала возмущённая женщина. Всего на Ту-154 28 июля должны были улететь из Иркутска 142 человека. На правах генерального агента «Континента» их отправкой занималось ЦАВС. «120 пассажиров удалось рассадить в тот же день по рейсам других авиакомпаний, – отметила Голубева. – За часть пассажиров пришлось доплатить, чтобы они смогли улететь бизнес-классом». Глава иркутского ЦАВС уточнила, что на тот момент «оставалась связь с «Континентом», который мог финансировать вылет пассажиров». Доставку большинства клиентов компании взяла на себя АК «Якутия». «В итоге мы обошлись без скандалов и особых проблем, – сказала Голубева. – Оставшиеся два десятка пассажиров были размещены в гостинице и улетели на следующий день».

На следующий день после того, как «Континент» не вылетел из Иркутска и других городов, в Росавиацию обратился генеральный директор ОАО «АК «Континент» Владимир Красильников с просьбой аннулировать сертификат эксплуатанта. «В связи с поступившим заявлением генеральный директор авиакомпании был немедленно вызван в Росавиацию. Из его невнятных объяснений следовало, что у авиакомпании отсутствуют финансовые средства, что связано с приобретением в собственность самолётов типа Ту-154м, которые ранее арендовались перевозчиком. Авиакомпания «Континент» проходила процедуры сертификации в июне текущего года, однако на тот период финансово-экономическое состояние эксплуатанта опасений не вызывало», – сообщается в пресс-релизе Росавиации. В результате ведомство аннулировало действие сертификата эксплуатанта «Континента», заставив пассажиров в Сочи, Геленджике, Анапе, Краснодаре, Норильске и Барнауле искать другие пути до дома или места отдыха. «Это безобразие, весь отдых насмарку», – сетовал один из пассажиров на интернет-форуме «Континента». «Мне, чтобы вернуться с семьёй домой, надо не меньше 100 тысяч. Шок!» – возмущался другой. 

Главный вопрос, который задают пассажиры, – как сдать билеты и вернуть деньги. Росавиция рекомендовала это делать в агентствах и пообещала компенсировать затраты на выполнение обязательств «Континента» из федерального бюджета. «В высокий сезон на воздушных судах существует дефицит свободных мест, поэтому другие авиакомпании не смогут выполнять авиарейсы компании «Континент» в полном объёме», – отмечено в пресс-релизе ведомства.  В Росавиации добавили, что возвратить деньги смогут лишь те пассажиры, чьи билеты оформлены на электронных бланках Транспортной клиринговой палаты (ТКП). Остальные билеты сдать не удастся «в связи с отсутствием финансовых средств на счетах авиакомпании». «Эти пассажиры смогут обратиться в суд общей юрисдикции по месту проживания для возврата средств», – пояснили в ведомстве. 

Тем не менее механизм получения денег остаётся не совсем ясным, признают собеседники «Конкурента». «Несколько человек приходили, пытались сдать билеты и вернуть тарифы. Но мы смогли лишь дать им справки о том, что мы не можем возместить затраты, – рассказала глава ЦАВС Татьяна Голубева. – Пока не решится вопрос финансирования, возврата денег не будет». Она добавила, что пассажирам, вероятно, придётся подождать, поскольку «Континент» собирается расплатиться с ними, как только продаст самолёты, «но деньги в любом случае вернутся». Каким образом это произойдёт, толком не знают и в «Континенте». Представитель авиакомпании в Иркутске Сергей Карташов рассказал, что возврат возможен «лишь при наличии средств в авиа-

агентстве, которое продавало билеты». «Понятно, что если люди приобретали билеты в марте, то денег «Континента» в этом агентстве уже нет, – отметил он. – В противном случае билеты можно сдать по месту нахождения компании следующим образом: одному из генеральных агентов «Континента» пишется обращение, в котором указываются требования вернуть деньги за неиспользованный полёт, к письму прилагаются копии паспорта и билетов. Претензия рассматривается, и деньги выплачиваются». По его словам, ЦАВС в Иркутске хотя и являлся генеральным агентом, но делать этого не будет. Пассажиры могут обращаться за возвратом средств только в Норильск, Москву или Красноярск. Сроки выплаты денег Карташов назвать затруднился. 

В ЦАВС затруднились сказать, сколько билетов было приобретено на рейсы «Континента» из Иркутска, но отметили, что перевозчик выполнял всего один рейс в неделю по маршруту Иркутск – Барнаул – Анапа на самолёте Ту-154 (рейсы в Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск, которые «Континент» начал выполнять из Иркутска этим летом, почти сразу были отменены). Получается, только на август компания могла продать при полной загрузке самолёта более 600 билетов. «Наш город, полагаю, меньше всего пострадал. Основной удар пришёлся по Норильску и Красноярску, где «Континент» отправлял по нескольку рейсов каждый день», – уверена Голубева. Однако для иркутян закрытие рейсов «Континента» во многих случаях тоже оказалось критичным: покупка новых авиабилетов на юг в разгар сезона существенно увеличит стоимость отпуска, поездки к родственникам или возвращения домой. В ЦАВС «Конкуренту» сообщили, что «Континент» продавал билеты до Барнаула на август за 7–10 тыс. рублей в одну сторону. Альтернативных прямых рейсов из Иркутска до Барнаула не осталось, поэтому желающим попасть туда придётся пересесть на поезд либо лететь через Новосибирск за 9–16 тыс. рублей в одну сторону, а потом ещё добираться наземным транспортом до пункта назначения. До Анапы из Иркутска брошенные пассажиры смогут добраться только через Москву. Стоимость билета по маршруту Иркутск – Москва – Анапа на середину августа сильно разнится. Минимальный тариф равен 16,2 тыс. рублей. В отдельные дни цена достигает 26-27 тыс. рублей в одну сторону. В кассе признают, что «ничего особенно дешёвого в разгар сезона по этим направлениям найти не удастся», поэтому в данной ситуации пассажирам «Континента» «сильно не повезло». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры