«Аннушку» подвело масло
В понедельник, 18 июля, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал предварительную версию причины аварийного приводнения на Оби самолёта Ан-24, принадлежавшего иркутской авиакомпании «Ангара». По мнению экспертов МАК, экипаж принял решение о снижении после того, как в кабине загорелось табло «стружка в масле в левом двигателе». Если эта версия подтвердится, заявления о несостоятельности Ан-24, которые после аварии были сделаны в большом количестве официальными лицами страны, в том числе президентом Дмитрием Медведевым, можно будет поставить под вопрос. Однако в компании «Ангара» пока воздерживаются от категоричных заявлений по этому поводу, предлагая дождаться окончательных итогов расследования.
Самолёт Ан-24 авиакомпании «Ангара» 11 июля совершал рейс Томск – Сургут. Однако недалеко от Нижневартовска в связи с возникновением аварийной ситуации на борту командир экипажа Андрей Глызин принял решение приводниться на реку Обь. Снижение началось в 8.30 утра по московскому времени. На борту самолёта в тот момент находились 33 пассажира и четыре члена экипажа.
В 8.55 Ан-24 сел на песчаную косу реки Оби в 20 метрах от берега на границе Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа. При приводнении от фюзеляжа отлетела хвостовая часть. Авария унесла жизни семи пассажиров (один из них скончался в больнице). 18 человек были госпитализированы, девятерым медицинскую помощь оказали амбулаторно. По информации пресс-службы авиакомпании «Ангара», в реанимацию были доставлены по меньшей мере четыре пассажира, ещё 13 человек находятся в отделении хирургии с состоянием средней тяжести. Один пассажир – Андрей Моторыкин, уроженец города Асино, работающий геофизиком в компании «Сургутнефтегаз», назван здоровым. Более того, по информации Главного управления МЧС России по Томской области, мужчина, только покинув салон приводнившегося самолёта, первый начал помогать вытаскивать людей, а когда на место приехали спасатели, продолжил работать вместе с ними. Вероятно, именно из-за этого Моторыкин в первые часы после трагедии считался без вести пропавшим. Начальник ГУ МЧС России по Томской области Игорь Киржаков пообещал внести представление в Министерство чрезвычайных ситуаций для награждения Андрея Моторыкина государственной либо ведомственной наградой.
12 июля на месте катастрофы начала работу комиссия МАК. Было осмотрено место вынужденной посадки, состояние воздушного судна и двигателей. Самолёт тогда находился в полузатопленном положении. В этот же день были найдены бортовые самописцы судна, а также бортовой магнитофон МС-61. 13 июля чёрные ящики были переданы сотрудникам МАК для расшифровки.
18 июля МАК обнародовал предварительную информацию о причинах аварии Ан-24. По данным пресс-службы комитета, для их определения экспертами МАК была выполнена предварительная выписка переговоров экипажа в течение примерно 20 минут с момента начала развития аварийной ситуации, а также расшифрованы записи параметров полёта самолёта. Этот предварительный анализ показал, что экипаж начал снижение после сигнала о попадании стружки в масло в левом двигателе – это произошло при полёте на эшелоне 6000 метров. По согласованию с диспетчером аэродрома Нижневартовск экипаж принял решение сесть на аэродроме этого города. Однако в процессе снижения возник пожар левого двигателя самолёта, который не удалось ликвидировать. Поэтому экипажу пришлось садиться на песчаную косу реки Оби.
По свидетельству выживших пассажиров, которых цитировали местные СМИ, своим спасением они обязаны пилотам, профессионально посадившим самолёт на воду и оказавшим своевременную помощь пострадавшим. Телерадиокомпания «Югра» приводила слова пассажира самолёта Владимира Олишвеца, который утверждал, что Ан-24 сильно горел и, если бы сел не на воду, жертв было бы больше: «Загорелся левый двигатель, и сразу началось снижение. Там огонь, упали в воду, лётчики молодцы. Керосин в салон сразу хлынул. Если бы не на воду, то сгорели бы все».
После аварийного приводнения президент России Дмитрий Медведев предложил наградить экипаж в том случае, если подтвердится, что он действовал грамотно. Директор по маркетингу и рекламе группы компаний «Истлэнд», владеющей авиакомпанией «Ангара», Елена Дуберштейн рассказала «Конкуренту», что пока пилоты Ан-24 ещё находятся на месте трагедии и с ними работают эксперты МАКа, однако по возвращении компания непременно поощрит экипаж.
Об официальной реакции руководства «Ангары» на предварительную версию причины аварийного приводнения Ан-24, обнародованную МАКом, Елена Дуберштейн высказывается более осторожно. «Поскольку было опубликовано только предварительное заключение комитета, авиакомпания пока не может комментировать эти данные: нами были подписаны документы о нераз-глашении информации до окончания расследования», – пояснила она. Дуберштейн напомнила, что пока неизвестно, откуда в масле двигателя появилась стружка, ставшая причиной аварии. «Сейчас сторонними экспертами называются разные версии: кто-то подозревает, что могло произойти разрушение подшипников, кто-то – что причиной стал износ двигателя или разрушение какой-то детали, – сказала она. – Вероятность, что стружка попала в двигатель извне, очень мала». Поэтому в «Истлэнде» считают: говорить о том, что у авиакомпании возникнут претензии к аэропорту, где самолёт осматривался перед вылетом, пока рано.
Эксперты авиационной отрасли, изначально возмущённые заявлениями о несостоятельности Ан-24 и необходимости скорейшего вывода их из эксплуатации, тоже не спешат радоваться предварительным заключениям МАКа. «Если немного вернуться назад, к катастрофе ТУ-134 в Петрозаводске, можно вспомнить, что там изначально было понятно: машина не виновата, – напомнил аналитик ИК «Финам» Алексей Захаров. – Что не помешало соответствующим заявлениям властей». После авиакатастрофы Ту-134 в Карелии, где погибли 45 из 52 пассажиров, президент России Дмитрий Медведев объявил, что пришла «пора сделать форсированный вывод Ту-134 из эксплуатации». Поэтому Алексей Захаров считает, что «не стоит ждать от власти заявлений в духе «извините, мы ошиблись». Вряд ли на участь всех Ан-24 как-то повлияют окончательные результаты расследования, какими бы они ни были.