Пой, балалайка, о русской душе!
150-летний юбилей нашего великого соотечественника отметили в Иркутском городском Дворце творчества, приурочив к этой дате свой ежегодный отчётный концерт.
…Последнее десятилетие 19 века. Ценителей музыкальных изысков будоражит сообщение: в России создан необыкновенный оркестр – невиданные доселе инструменты! Новость пришла из Санкт-Петербурга. Совсем скоро музыканты прибудут в Париж на всемирную выставку! Это сенсация… Слава о великорусском оркестре русских народных инструментов прокатилась волной по странам Европы и Америки, и это был триумф. А в Англии королева даже пожелала иметь такой оркестр при дворе.
О событиях тех лет с большой теплотой отзывался Фёдор Шаляпин: «Андреев пригрел у своего доброго русского сердца сиротинку балалаечку. И от его забот и любви выросла она в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир». Музыкант, сам играя на гармонике, свирели и многих других народных инструментах, однажды, услышав крестьянина-балалаечника, полюбил этот инструмент. Но, понимая, что звуковые и технические возможности балалайки всё же ограничены, решил непременно её усовершенствовать. Изучил балалайки разных народов России. Нашёл мастера, который в 1885 году по его чертежам сконструировал любимый инструмент, а затем и его разновидности. Однако игре на нём тогда нигде не учили, и Василий Васильевич открывает «Школу игры на балалайке», причём сам возглавляет ансамбль, поначалу насчитывающий всего только восемь человек..
Престиж ансамбля в Санкт-Петербурге всё возрастал. И в 1886–1887 годах Андреев организует оркестр. Спустя год даёт с ним первое публичное выступление. А уже на следующий год оркестр приглашают на гастроли в Ригу, Вильно, Варшаву – интерес к русским народным инструментам не давал засидеться на месте…
Рождённый в Тверской губернии, в семье помещика, имея возможность полностью посвящать себя любимому занятию, молодой человек настойчиво идёт к своей цели. И о русской музыке заговорили. Слава возвращённой народу балалайки стала славой не только Василия Андреева, музыканта и патриота, но и славой всего музыкального искусства. Начатое им дело шагало по России и дошло до Сибири. В 1905 году в Иркутске возникают любительские оркестры русских народных инструментов, которые впоследствии получают статус профессиональных. В репертуаре, как и у оркестра Андреева, наряду с русскими народными песнями – обработка отечественной и зарубежной классики…
Семь десятилетий назад, уже для детской аудитории, создаётся прекрасная возможность проявлять свои таланты. Дворец пионеров, ныне Дворец детского и юношеского творчества, радует юных иркутян. Здесь теперь есть кружок русских народных инструментов. И сегодня кружковцы с большим удовольствием вспоминают свои многочисленные концерты: на острове Юность, в клубе имени Дзержинского, в художественном музее имени Сукачёва, в областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского. А их предшественники, люди уже взрослые, ещё и о том, как замечательно встречали музыкантов из Иркутска в Белоруссии и Польше, Франции и Германии, Голландии…
Руководитель кружка Владимир Кудрявцев посвятил детскому оркестру всю свою трудовую жизнь. Как образно заметил один из его бывших воспитанников, дипломант международного конкурса балалаечник-виртуоз Евгений Смирнов, сегодня в этих стенах собрались показать свои достижения «дети и внуки» Владимира Ильича. Как и Евгений, стала преподавателем музыки Таня Кудрявцева. Но любимый музыкальный инструмент не пылится на полке и у тех бывших кружковцев, для кого исполнительство превратилось в приятное хобби – отдушину. В далёкие восьмидесятые домристки Галина и Валентина Киргизовы вместе с другими двенадцатью родными братьями и сёстрами составляли у Владимира Ильича целый семейный ансамбль! Да и Аня Курилова, Алёна Воротникова и Дмитрий Домрачеев по-прежнему не расстаются с трёхструнной русской домрой. У Геры Полянского стал домристом его подросший сын. Все постоянно держат с дворцом связь, участвуя в концертах на встречах, подобных этой, когда на одной сцене – сразу несколько поколений кружковцев. А в этом году повод для праздника более чем значительный. Так что к двойному юбилею – Василия Андреева и родного кружка – все готовились особенно тщательно. Поэтому отмечать его стали не в январе, в день рождения маэстро, а в конце учебного года, чтобы успели набраться опыта и ученики, только начинающие своё обучение.
И юные музыканты, и их старшие товарищи в этот день вновь ощутили себя одной семьёй. Были предельно внимательны друг к другу и не подвели Владимира Ильича. Конечно же, особый интерес вызвало совместное выступление оркестра и вокального ансамбля «Лучинушка» под руководством Ирины Тетёркиной. Выступал оркестр и с солирующими музыкантами. Так, Сергей Полянский приготовил «Венгерский танец №5» Брамса, а Рубаненко Никита – русский народный танец «Кадриль». Вот зазвучала «Тройка» Свиридова… Вещи медленные, лиричные («Песня юности» А. Бабаева, песня из к/фильма «Неуловимые мстители» Б. Мокроусова и т.д.) сменялись мелодиями задорными («Бубенцы» Ж. Пьерпона, русский танец «Смоленский гусачок» и песни «Посею лебеду», «Как у наших у ворот», «Ты ж меня пидманула»…).
Что и говорить, когда исполняются такие знакомые, такие приятные, родные русскому сердцу мелодии – и авторские, и народные, – лица слушателей становятся улыбчивыми. Праздник удался! А символом этого события был портрет Андреева, выполненный нашим земляком, художником и музыкантом (кстати, балалаечником!) Георгием Анциферовым.
В честь Андреева звучали и стихотворные строчки. Идея русского музыканта пустила глубокие корни. И русской песне не затеряться среди национальных мелодий «планеты всей», пока существует энтузиазм добра и веры и любовь к своей культуре.