Кому клубника, а кому – червяк
Как ищут деньги стартапы в Москве и Иркутске
«Чертовски трудно найти денег на начальную стадию» – эту фразу инноваторы повторяют по всей России. «Конкурент» взял два проекта, которые разделяют несколько тысяч километров и сотни миллионов рублей: московского ООО «Гемакор», которое скоро получит от Роснано 640 млн. рублей, и иркутский проект транспортной биллинговой системы, поддержанный администрацией Иркутска скромными деньгами – 652 тысячи рублей. Проекты абсолютно разные – и по суммам, и по масштабам. Объединяет их одно: в Иркутске тоже идёт инновационная «движуха». Причём от самого бизнеса.
«Какие мысли в регионах – это классно, – говорит руководитель компании «Гемакор» Игорь Пивоваров. – В России огромное количество научных разработок. Я много где езжу сейчас по стране. И везде одна и та же картина: масса действительно хороших проектов, а люди не умеют сделать из них бизнес».
Около пяти тысяч километров на восток. Запись в блоге предпринимателя из Иркутска Константина Лагутина: «Ищу менеджера». «В моём понимании менеджер – управленец, подчёркиваю: УП-РАВ-ЛЕ-НЕЦ! А не продавец!» – настаивает автор. У него есть уникальная разработка – транспортная биллинговая система для Иркутска, единая электронная карта для расчёта за поездки. И как воздух необходимы люди, которые помогут грамотно управлять проектом. Пивоваров и Лагутин далеко друг от друга, и средства, которыми им предстоит оперировать, – разные. Но в чём-то они очень похожи.
«Настоящий живой инноватор»
Когда в Москве на семинаре Клуба региональной журналистики я слушала, как Игорь Пивоваров рассказывал о проекте уникального прибора, диагностирующего свёртывание крови, меня не отпускала мысль: «А ведь в Иркутске есть проекты не хуже, почему тогда этот парень и его команда получают 640 миллионов рублей от Роснано, а шесть иркутских проектов, год бродившие в недрах корпорации, вернулись в город с пометой «Не прошёл экспертизу»?» «Ну, нет у нас волосатой лапы, нет её у нас», – заявил Пивоваров, которого на семинаре презентовали как «настоящего живого инноватора».
На самом деле этот проект шёл к деньгам 15 лет. Первая научная работа, положенная в его основу, была опубликована ещё в 1994 году, в 1997-м появилась экспериментальная установка, в 2004-м – первый клинический прототип прибора, в 2007-м были найдены бизнес-ангельские деньги, в 2010-м получено решение Роснано – компании дадут 640 млн. рублей. Сейчас за Игорем Пивоваровым команда из 50 человек. И два крупных инвестора – Роснано и ООО «Сбербанк Капитал». Научный лидер проекта – профессор кафедры биофизики физического факультета МГУ Фазли Атауллаханов, входящий в топ-10 мировых учёных, занимающихся проблемами свёртывания крови. Кроме мультидисциплинарной интернациональной научной команды, на проект трудится своя бизнес-группа.
А всё началось с обычного кровяного тромба. Учёные пытались понять природу его возникновения, особенно это важно было потому, что 57% смертей в России сейчас приходится на сердечно-сосудистые заболевания и обычно смерть наступает из-за тромбоза. «Мы разработали новый метод диагностики свёртывания крови, способный предсказывать вероятность тромбоза у человека. Разработка основана на фундаментальных исследованиях», – пояснил Игорь Пивоваров.
Прибор достаточно прост: в кювету помещают плазму крови человека, туда опускается активатор, на его концы нанесено специальное нанопокрытие, которое активирует свёртывание так же, как это происходит в реальном организме. Процесс снимается с помощью высокочувствительной камеры. Что эти снимки дают? У здорового человека за 25 минут образуется тромб в 1-2 мм, у больного гемофилией за это же время тромб нарастёт около 1 мм и кровь продолжит течь. У человека с тромбозами волна нарастания пойдёт мощная и плотная, помимо одного тромба возникнут дополнительные центры активации свёртывания. Это означает, что больного нужно срочно лечить.
Сейчас завершается разработка опытной серии аппаратов, осенью 2011 года начнутся клинические испытания, а в 2012-м компания выйдет на продажу аппаратов. Через пять лет она планирует продавать 200 приборов и 7 млн. кювет в год с выручкой около 900 млн. рублей.
Но до участия Роснано в проекте с большим трудом насобирали около 8 млн. рублей. Это был уже не голый стартап. «Чертовски трудно найти деньги на начальную стадию, – признаётся Игорь Пивоваров. – Это гигантская проблема всех инноваторов в России. Мы привлекли неких косвенно нам знакомых людей, которые дали деньги на первую экспериментальную модель. Бизнес-ангелы сейчас в команде нашего проекта. Без них проект не стал бы бизнесом».
По принципу безнала
«Ты любишь клубнику со сливками, но когда идёшь удить рыбу, на крючок надо насаживать червяка, – делится опытом Пивоваров, который в поисках соинвесторов для Роснано за полгода обошёл 50 бизнесменов. – Наши учёные не умеют говорить с инвестором про червяков». У Константина Лагутина, который «как рыба вынырнул» на инновационном рынке Иркутска, про червяков говорить получается. У него свой бизнес, под его началом работают 11 программистов. Иркутская компания сама разрабатывает оборудование, сама тестирует, делает интеллектуальную оболочку и сама же вкладывает в это всё деньги. Однако чтобы поднять проект, способный продвигаться за пределами региона, нужны партнёры. На прошлой неделе Константин Лагутин впервые презентовал свой проект на Байкальском сообществе бизнес-ангелов.
Авторы предлагают создать транспортную биллинговую систему, то есть перевести платежи за маршрутки, автобусы, троллейбусы, такси, трамваи в Иркутске в электронный вид. Расчёты осуществлять через единую карточку. Мэрия уже выделила авторам разработки 652 тысячи рублей субсидий на первый этап проекта.
В Иркутске сейчас около 580 тысяч жителей, 250 тысяч из них ежедневно пользуются транспортом. В городе работают 170 муниципальных автобусов, 2,7 тысячи маршруток, 37 трамваев и 72 троллейбуса, 1,1 тысячи такси. Лагутин предлагает оборудовать транспортные средства специальными считывающими дисплеями, а горожанам предоставить единую карту, которой, в идеале, можно будет рассчитываться везде. Причём, по словам автора, изобретённая иркутянами система будет построена таким образом, что любые серверные неполадки не станут сказываться на скорости платежей.
Система с максимальной комиссией за операцию для транспортного средства в 5% выйдет на окупаемость при 180 маршрутных такси, посчитал Константин Лагутин. Коммерческие перевозчики получают возможность контролировать своих водителей – система позволяет видеть статистику пассажиропотока и сколько средств собирает сам водитель. Она потенциально способна выводить данные о расстоянии до другого автобуса, причём если специальные терминалы установлены на остановках, можно даже узнать, насколько далеко автобус нужного тебе маршрута и есть ли в нём места. Лагутин говорит, что транспортники, с которыми приходилось общаться, проявили интерес к идее. «Предварительные переговоры с торговыми сетями показали, что они готовы приобретать карты оптом за 35 рублей, продавать за 50 рублей», – говорит он. Опрашивали и обычных людей, нужна ли им карта, ответ оказался положительным. Она позволяет избавиться от мелочи при оплате за транспорт, родителям не нужно давать деньги ребёнку. В случае с такси, к примеру, всё считается по таксометру. Авторы разработки планируют получить в Иркутске как минимум 20 тысяч абонентов с момента запуска системы. Принято решение, что осенью этого года семь служб такси будут оборудованы специальными дисплеями. Для дальнейшего продвижения главное – найти партнёров-ангелов.
Пока в Иркутске только четыре проекта профинансировали три бизнес-ангела. Это мало, но с этого года на венчурный рынок региона должны были выйти областные власти. В региональной программе развития малого и среднего бизнеса были заложены 5 млн. рублей на создание посевного инвестиционного фонда, который аккумулировал бы идеи инноваторов и деньги бизнес-ангелов. Однако, как стало известно «Конкуренту», в мае специальным постановлением губернатора деньги были «заморожены» и перенесены на 2012 год. Зато в июне Иркутская область исправно оплатила 5 млн. рублей членского взноса в Ассоциацию инновационных регионов России. Напомним, ассоциация была создана в 2010 году на федеральном уровне, и прошлой весной власти торжественно объявили, что Приангарье стало её членом. Через год оказалось, что из всех регионов, входящих в ассоциацию, только у нашего не оплачен членский взнос. Деньги на это сразу нашлись, а вот на посевной фонд – нет. Чертовски трудно быть инноватором в Иркутской области.