Профессия: обманутый дольщик
Клиенты ООО «Стройка» бросили работу и занялись «борьбой за собственность»
Дольщики иркутской новостройки на улице Павла Красильникова (Ново-Ленино) с 4 июля пикетируют здание областного правительства. Каждый день группа людей, которых и толпой не назовёшь, стоит два часа напротив «Серого дома» и просит властей «принять волевое решение». Достройки своего дома 69 дольщиков ждут уже пятый год. За это время некоторые из них переквалифицировались в профессиональных борцов за свою собственность: создали жилищно-строительный кооператив (ЖСК), взяли в аренду участок под домом, ищут инвесторов, ведут переговоры с властями и даже получают зарплату от остальных дольщиков.
Клиенты ООО «Стройка» собираются у здания областного правительства второй день подряд. Стоят по два часа – уходят ни с чем. В первый раз из 69 дольщиков пришли тридцать, теперь – чуть больше десяти: смотреть на «Серый дом» и ждать, что кто-то из чиновников выйдет, остались самые стойкие. «Если бы президент не говорил, что к 2012 году в России не останется обманутых дольщиков, мы бы, может, и не выходили на пикет», – обиженно говорят люди. Пятый год они, по их выражению, ведут «борьбу за собственность»: по условиям договоров, сдать дом за-стройщик был обязан ещё в 2007 году. «Сколько уже за это время семей распалось и детей родилось», – вздыхают пикетчики. Больше половины из них продолжают выплачивать ипотечные кредиты, уже не надеясь справить новоселье.
Как большинство обманутых дольщиков, клиенты «Стройки», когда в 2006 году заключали договоры «долёвки», не подозревали, чем для них обернётся покупка квартиры. Тем более что скандальные истории с недостроенными домами в то время если и случались, то были большой редкостью. По собственным оценкам, покупатели заплатили компании порядка 68 млн. рублей (в среднем однокомнатная квартира обошлась в 1,3 млн.– 1,5 млн. рублей, двухкомнатная – от 1,8 млн. рублей). Бить тревогу будущие жильцы дома на Павла Красильникова стали, когда обнаружили в Интернете объявление одного агентства недвижимости о продаже почти всех квартир в доме. «Мы позвонили директору «Стройки» Александру Аракчееву, бывшему заместителю мэра Бодайбо, а он ответил, что больше не занимает эту должность. Мол, его сместили с поста незаконным путём. Так всё и началось», – вспоминает одна из клиенток «Стройки» Татьяна Звягина. Сама она продолжает выплачивать ипотеку за несуществующую квартиру и аренду съёмного жилья, отдавая на это 30 тыс. рублей ежемесячно.
С тех пор дольщики прошли долгий путь судебных и уголовных разбирательств. В отношении обоих гендиректоров «Стройки» даже удалось возбудить уголовные дела, а это прецедент для Иркутска, говорят дольщики. Александра Аракчеева подозревали в присвоении и растрате 20 млн. рублей, а Дмитрия Казубского – в попытке повторно продать квартиры. Однако ни одно из дел не было доведено до суда. «Аракчеева продержали семь месяцев в СИЗО, потом выпустили, а что стало с делом – никто не знает. Казубский от повторной продажи квартир отказался и передал право аренды дольщикам, поэтому дело против него закрыли, – рассказывает председатель ЖСК «Талос», организованного дольщиками «Стройки», Елена Чернышова. – Мы не ставим целью кого-то посадить. Да и сомневаемся, что кто-то получит реальное наказание».
Как только стало понятно, что «Стройка» вместе с директорами больше не собирается заниматься домом, в котором уже построены 9 из 10 этажей, за дело взялись дольщики. «Девочки бросили работу, посвящают время только достройке нашей блок-секции. Остальные скидываются им на зарплату», – рассказала Татьяна Звягина. «Пришлось оставить основное место работы, потому что невозможно вплотную заниматься домом. Совещания проходят в рабочее время. Кроме того, мы полгода вели переговоры с потенциальными застройщиками, оценивали состояние дома», – подтвердила председатель ЖСК «Талос» Елена Чернышова, для которой основным занятием стала достройка дома. Под её руководством дольщики уже зарегистрировали права собственности на доли в виде квартир, кроме того, получили у «Стройки» право аренды на муниципальный участок под блок-секцией.
В конце прошлого года дольщики собрали по 50 тыс. рублей с человека и провели собственную экспертизу состояния объекта. Оказалось, что при возведении дома «Стройка» использовала бетон не 300-й, а 100-й марки. Кроме того, дольщикам строго запретили выходить на балконы – могут обвалиться. В числе недостатков есть ещё один: некоторым покупателям построили «двушки» вместо трёхкомнатных квартир. Но это, говорит Чернышова, поправимо: промах компании можно исправить, если выполнить проект перепланировки при достройке блок-секции.
Затраты на завершение объекта оцениваются в 71 млн. рублей, 24 млн. из которых требуются для усиления конструкции здания, отметила Чернышова. Сейчас готовность объекта оценивается в 50%. Три года на площадке не ведутся работы, здание простаивает, и, как утверждают будущие жильцы, если его не законсервировать, то придётся сносить уже через год.
От областного правительства самостоятельные дольщики хотят, по их словам, не так много: «волевого решения». Два года, по словам председателя ЖСК, региональные и городские власти обещают решить проблему объекта на Павла Красильникова. «У нас есть протоколы многочисленных совещаний, но все они «о намерениях». От разговоров к делу никто так и не перешёл», – отметила Чернышова. В качестве компенсационного механизма чиновники вроде бы предложили клиентам «Стройки» найти стороннюю строительную компанию, которая согласилась бы завершить блок-секцию, а взамен получила бы участок в Иркутске из фонда муниципальных или федеральных земель. «Такая практика существует в России. Это самый простой способ решить проблему, не выделяя денег. Но механизму так и не дали ход», – констатирует председатель ЖСК. Последнее, что получили дольщики от «Серого дома», это «очередная отписка» о том, что было проведено совещание, установлены ответственные, у которых есть месяц на отчёт. Но пикетчики говорят, что проходили этот круг уже не раз: им скажут, что для вмешательства властей нет юридических оснований, и предложат эти основания найти. «Если на пикеты «Серый дом» не отреагирует, поедем в Москву, – нервно смеются дольщики. – Вообще не знаем, что делать. Не верится, что на нас вообще не обратят внимания. Что же, получается, у нас власть – политический импотент?» Клиенты «Стройки» верят, что решение в отношении дома на Павла Красильникова можно принять в короткие сроки, но «видимо, власти не хотят». Ожидать реакции «Серого дома», стоя прямо напротив него, пикетчики планируют до 10 июля.