«Жёсткой посадки не было»
Приземление вертолёта МИ-8Т в Катангском районе Иркутской области СМИ называют «катастрофой», а пресс-служба авиакомпании «ЮТэйр», которой принадлежит вертолёт, – «авиационным событием». В результате этого «события» погибли два человека, причём произошло это уже после того, как люди покинули воздушное судно. По предварительной версии, причиной этих смертей стала «жёсткая посадка» МИ-8, однако в Росавиации подчёркивают, что эта формулировка «принципиально не верна». «Мы не можем пока сказать, что стало причиной трагедии, но она произошла, когда люди уже начали покидать вертолёт», - подчеркнули там.
Вертолёт Ми-8Т авиакомпании «ЮТэйр» с бортовым номером RA-22350 вылетел из Усть-Кута 5 июля, сообщили в пресс-службе «ЮТэйра». Он должен был доставить четверых вахтовиков дочерней компании «Роснефть» ООО «РН-Бурение» и шестерых сотрудников подрядных организаций на буровую «Даниловскую» (участок №72), находящуюся в Катангском районе, на 190 километров севернее Киренска. Кроме вахтовиков, в вертолёте находились ещё три члена экипажа – командир Александр Шилков и пилоты Игорь Приходько и Евгений Тромов, а также три археолога, которые должны были провести обследование скважины.
Судно приземлилось на посадочную площадку, расположенную в 2,5 километра от буровой станции, через полтора часа лёта, сообщили в пресс-службе авиакомпании. И уже когда экипаж приступил к высадке пассажиров, правое колесо вертолёта неожиданно провалилось в грунт. МИ-8 стал крениться, пилоты, находящиеся в кабине судна, попытались выровнять вертолёт, однако им это не удалось, и вращающиеся лопасти, несколько раз задев землю и деревья, вскользь ударили по находящемуся на земле пилоту Александру Шилкову, рассказал «Конкуренту» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Этот удар рассёк мужчине голову, позднее оказалось, что у него рассечение черепа. После чего судно, масса которого составляет 7,26 тонн, резко завалилось на бок и придавило людей. В результате происшествия два человека — Юрий Сергиенков и Пётр Шабуров — погибли, ещё одному – Алексею Кладову — сломало шею.
По информации пресс-службы МЧС в регионе, трагедия произошла в 14.30 по иркутскому времени. Пилоты практически сразу сообщили о ней по телефону диспетчеру. В три часа дня для оказания помощи пострадавшим был перенаправлен также вертолёт Ми-8, принадлежащий «ЮТэйр», менее чем через полчаса он прибыл на место аварии и произвёл разведку местности. Однако пострадавшие эвакуированы не были из-за полной загрузки вертолёта. К 16.27 на месте аварийной посадки приземлился вертолёт «ЮТэйра» с двумя врачами, которые начали оказывать помощь раненым пассажирам. К 17.45 все 14 выживших человек были доставлены в аэропорт Киренска, откуда их перевезли в Центральную районную больницу. Тела погибших были оставлены на месте аварии до прибытия следственно-оперативной группы.
Сразу после трагедии в СМИ появлялись противоречивые сообщения о личностях погибших, в частности, в пресс-службе «Ютэйр» изначально настаивали, что «по предварительной информации, погибших нет». После этого в прессе стали утверждать, что погибшими были сотрудники «Роснефти». «Конкуренту» удалось выяснить, что Пётр Шабуров был одним из трёх археологов, работавших с компанией «Роснефть» по договору субподряда, а Юрий Сергиенков действительно был сотрудником «РН-Бурение». Пострадавший Алексей Кладов также является привлечённым подрядчиком археологом, сказал руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталий Барышников.
— Буквально через несколько минут после случившегося нам обо всём сообщил по телефону штатный сотрудник Центра сохранения историко-культурного наследия Артём Козырев, менее всех пострадавший во время аварии, — рассказал Виталий Барышников. – Мы сразу же связались с фирмой-подрядчиком и МЧС, и дальнейшие события были у нас под контролем.
К вечеру пассажиры вертолёта в сопровождении врачей и руководства Территориального центра медицины катастроф Иркутской области были доставлены специальным рейсом самолёта «ЮТэйр-Экспресс» в Иркутск. Двое пострадавших: Алексей Кладов, чьё состояние медики оценивают как тяжёлое, сотрудница «РН-Бурение» Ольга Зелёная в состоянии средней тяжести, были госпитализированы в окружную клиническую больницу Иркутска. По информации пресс-службы авиакомпании, состояние остальных девяти пассажиров не требует госпитализации; им будет оказана вся необходимая медицинская и психологическая помощь.
Экипаж вертолёта, чьё состояние оценивается как удовлетворительное, пока остаётся в Киренске. С ним работают следователи Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК России.
— Нами было возбуждено уголовное дело по факту жёсткой посадки вертолёта МИ-8 в Катангском районе по признакам нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшего по неосторожности смерть двух и более лиц (часть 3 статья 263 УК РФ), — сообщила старший помощник руководителя следственного управления Нина Калюш. – Однако ни о каких предварительных версиях пока мы говорить не можем. Вероятнее всего, они будут озвучены в четверг. Пока же мы сами с удивлением следим за новостями, появляющимися в Интернете, о том, что якобы приоритетной версией авиакатастрофы МИ-8 стала ошибка в пилотировании, или плохие метеоусловия, или техническая неисправность вертолёта. Мы ничего подобного не говорили.
Заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов также заявил о том, что «наши специалисты никогда не говорят о предварительных причинах аварий», и отметил, что сроки проведения экспертиз МАКа будут зависеть от сохранности бортовых самописцев.
Между тем Сергей Извольский из Росавиации подчеркнул, что официально озвученная формулировка «жёсткая посадка вертолёта МИ-8» «принципиально неверна».
— Вероятно, эту формулировку допустило МЧС, — предположил он. – Однако я хочу подчеркнуть, что посадка, хоть и вынужденная, уже произошла: пилоты подобрали площадку, выпустили шасси, приземлились и стали выпускать людей. Другой вопрос — чья вина в том, что произошло дальше. Это будут выяснять специалисты.
В пресс-службе компании «Роснефть» сообщили, что сейчас решается вопрос о выплате семье погибшего и пострадавшей сотрудницы компенсаций со стороны компании. Кроме того, им будут произведены все необходимые страховые выплаты, так как авария приравнена к несчастному случаю на производстве. На производственном процессе этот случай вряд ли отразится, вскоре на буровую будут направлены другие сотрудники компании.