«Дружба – это очень серьёзно»
Константин Райкин и его «Сатирикон»
Гастроли московского театра «Сатирикон» в Иркутске начались с большой пресс-конференции, на которой художественный руководитель театра Константин Райкин признался, что у него совершенно особое отношение к столице Приангарья. А затем в течение полутора часов он рассказывал истории из жизни знаменитой московской труппы, вспоминал молодость, показывал гримасы и даже объяснял нюансы своей «кадровой политики» в театре.
Четыре «маленьких» спектакля
Всего в рамках гастролей «Сатирикона» в Иркутске и Ангарске, которые проходят при поддержке компании «ЕвроСибЭнерго», должно состояться семь спектаклей. С 26 июня по 2 июля актёры известного московского театра будут работать на сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова. 4 июля единственный спектакль будет поставлен в ДК «Современник» в Ангарске.
– Для нас это редкий случай таких гастролей с несколькими названиями, – признался худрук «Сатирикона». – Обычно на гастроли выезжает какой-то один спектакль, который идёт пару дней. И для нас выезд из Москвы – это всегда событие, поэтому мы как-то тоже по-хорошему взволнованы предстоящими гастролями.
При этом, как следом объяснил Константин Райкин, первоначально планы на предстоящие гастроли у труппы были более грандиозными. «Но в итоге эти планы немного обломались об реальность, потому что одно из ваших важных театральных помещений (Иркутский музыкальный театр имени Загурского. – «Сибирский энергетик»), насколько я понимаю, находится на ремонте», – констатировал он. В результате труппа смогла привезти в столицу Приангарья всего, как сказал сам Райкин, «четыре маленьких спектакля». Но тут же поправился, что «маленькие» они отнюдь не в художественном смысле, а исключительно в плане необходимого сценического пространства.
– Дело в том, что наша московская сцена нестереотипная, она гигантская, 34 метра, – объяснил он. – И для нас целая проблема вписать свои спектакли в новое помещение. Мы большие и довольно неповоротливые. У нас и рты у артистов очень широкие, хотя обычно ротики у артистов маленькие, потому что зал узкий.
Следом за этим Райкин рассказал историю, объясняющую, как у них появилась такая нестереотипная сцена, «детище оголтелой советской власти», как он сам её называет. По его словам, все, кто бывал на его спектаклях в Москве, наверняка знают, что «Сатирикон» располагается в здании бывшего кинотеатра, который был перестроен в театр.
– Но поскольку население близлежащих районов было против, чтобы у них отбирали кинотеатр и делали театр, – рассказывает он, – и по этому поводу было много волнений, то решили построить рядом кинотеатр. То есть понимаете, как это часто бывало при советской власти: кинотеатр переделали в театр, а рядом построили кинотеатр. В результате это оказалось примерно в 2,5 раза дороже, чем если бы рядом с кинотеатром, который продолжал бы быть кинотеатром, выстроили театр. Но как-то в голову это не пришло.
Контрабас – это я
Репертуар, который труппе театра «Сатирикон» удаётся ставить на своей сцене, назвать стереотипным тоже нельзя. Хотя в основном это классика, как современная, так и проверенная временем. Сегодня там идут пьесы Шекспира, Мольера, Ростана, Чехова, Пушкина, Островского, а также современных зарубежных драматургов. «Я могу сказать, что у нас небольшой репертуар, но очень разнообразный. И редко какой театр сегодня может похвастаться таким качественным репертуаром», – без ложной скромности признался Райкин.
В Иркутск из этого репертуара приехали постановки по пьесам современных драматургов. Открыл гастроли моноспектакль по одноимённому произведению Патрика Зюскинда «Контрабас», главную и единственную роль в котором играет сам Константин Райкин. По его словам, несмотря на постоянно обновляющийся репертуар, «Контрабас» – это единственный спектакль, который идёт на сцене «Сатирикона» уже 10 лет.
– Он уже объездил весь мир, – рассказал Райкин, – и даже в таких ответственных странах, как США, государства Европы, мы уже бывали с ним по два-три раза. Он имеет много призов. Это спектакль, где я играю один. Мне неловко так говорить, но «Контрабас» – это почти я. И это сложный спектакль для зрительского восприятия. Но, тем не менее, он показывает определённый уровень качества, который говорит о нашем театре в целом.
Не меньшим успехом в репертуаре «Сатирикона» сегодня пользуются и другие постановки, которые были представлены иркутской публике. К примеру, спектакль «Тополя и ветер» по пьесе Жеральда Сиблейраса, в котором три молодых актёра – Максим Аверин, Денис Суханов и Антон Кузнецов – играют трёх дряхлых стариков – ветеранов первой мировой войны. По словам Константина Райкина, это пьеса про то, как люди, у которых сюжет жизни закончился, всеми силами пытаются его продлить. «Горькая и очень оптимистичная в глубине своей пьеса», – резюмировал он.
Также в Иркутск приехал класс-концерт «Азбука артиста», во время которого можно увидеть, как идёт процесс обучения актёра. Как объяснил Райкин, который также преподаёт в школе-студии МХАТ, в этом спектакле вместе с ним участвуют ведущие артисты театра, которые когда-то были его первым набором. Многие из них уже около 10 лет играют ведущие роли на сцене «Сатирикона». «Все – молодые, разносторонние и очень одарённые. И в этом спектакле мы показываем кусочки обучения актёрскому мастерству, потому что зрители обычно очень туманно представляют этот процесс», – рассказал он.
Под занавес артисты «Сатирикона» сыграют в постановке по пьесе Островского «Не всё коту масленица», которая в своё время была дипломным спектаклем второго набора группы Константина Райкина в школе-студии МХАТ, однако до сих пор остаётся в репертуаре театра.
Натянутая струна
– Я просто не могу про это не сказать, – где-то в процессе пресс-конференции вдруг заявил Райкин и объяснил, что для него эти иркутские гастроли значат немного больше, чем любые другие. – Потому что помимо профессионального интереса, уважения к городу, к зрителям для меня в этом есть какая-то особенная человеческая струна.
И признался, что впервые оказался в Иркутске с концертной бригадой своего курса Щукинского училища, «страшно сказать когда» – когда ему было 18 лет. «И мы тогда ездили дальше – на Байкал, на Ольхон, мы там выступали и жили в Хужире. Я помню, как всё это было, как я хотел увидеть Байкал», – признался он.
Здесь Константин Райкин рассказал ещё одну историю, которая случилась тогда с труппой по дороге. По его словам, они очень долго ехали на машине по «каким-то степям, по которым бежали суслики, а Байкала всё не было и не было».
– А среди нас был парень, который вообще никогда не видел больших водных пространств, – вспоминал он. – Не то что моря или океана, а даже большого озера не видел. Видимо, он был откуда-то из пустынного района. Он больше всех хотел увидеть Байкал. А мы всё ехали на машине и вдруг как-то неожиданно выехали, и озеро сразу оказалось очень близко. Я до сих пор помню прекрасную физиологическую реакцию того парня: на нервной почве его стошнило, вывернуло, потому что, видимо, он не ожидал, что всё это так выглядит.
Затем, по словам худрука «Сатирикона», судьба в течение многих лет уводила его из этого края. Потом он снова приезжал сюда вместе с другими театрами. «Но это тоже было давно. А потом нас с этим краем – уже навсегда – связали горе и беда», – признался он. И рассказал, что во время его второго набора в школе-студии МХАТ к нему пришёл учиться актёр Ефим Расщупкин, который приехал в Москву из Байкальска.
– Это был замечательный, уникальный, невероятно одарённый парнишка, который только за первый год обучения так себя проявил, что уже работал у меня в театре, – объяснил Райкин. – Плюс он прекрасно учился. И тут ещё важны человеческие качества, потому что он был светлейшим, прекрасным, добрым, открытым человеком. Но 9 июля случилась катастрофа с самолётом, в которой он погиб (9 июля 2006 года при посадке в Иркутском аэропорту сошёл с полосы и сгорел самолёт А-310. – «Сибирский энергетик»).
По словам Райкина, тот курс, на котором учился Ефим Расщупкин, у него был довольно сложным, внутри возникли непростые взаимоотношения. «Там было много москвичей. А я люблю, когда ко мне на курс попадают люди из так называемой провинции. Я очень люблю и ценю эти провинциальные силы. Таких природных людей. Это не значит, что я не люблю москвичей. Просто люди приезжают, движимые какими-то безумными, атомными энергиями завоевать искусство, какие-то высоты, и обычно эти энергии рождаются в глубинке, где-то далеко за пределами Садового кольца», – объяснил он причины.
В итоге оказалось, что эта трагедия изменила тот разрозненный сложный курс. Они съездили в Байкальск, чтобы познакомиться с родителями Ефима и чтобы стало понятно, откуда он такой. «А там была какая-то удивительная среда. Там были товарищи, учителя, друзья. И мы стали очень дружить. А дружба – это очень серьёзно. Понимаете?» – попытался объяснить Райкин. По его словам, теперь те его бывшие студенты приезжают сюда каждый год.
– И теперь для нас это родные места, а Фима Расщупкин – это для всех эмоциональный, сердечный пароль до конца жизни, – признался худрук «Сатирикона». – И для меня эти гастроли – это в том числе возможность ещё раз приехать сюда, заехать в Байкальск. И мы все там соберёмся, даже те, кто в этих гастролях не участвует, они всё равно приедут сами и присоединятся к нам.