Степные традиции
В Осинском районе прошёл национальный бурятский праздник Сурхарбан
Сурхарбан – праздник регионального масштаба. В этом году он собрал в посёлке Оса много гостей из Иркутска и других городов области. Открывая Сурхарбан-2011, глава Усть-Ордынского Бурятского округа Сергей Серебренников отметил, что, проводя этот праздник, «мы чтим традиции наших предков, приумножаем эти традиции и сегодня. Бурятский народ сумел бережно пронести сквозь века свои обряды и обычаи. Этот праздник является неотъемлемой частью культурной и спортивной жизни Прибайкалья, символизирует единение сибиряков, дружбу и согласие между народами, проживающими в регионе».
Слова главы округа неоднократно находили подтверждение. В самом начале празднества высоких гостей привечали по бурятскому обычаю белой пищей, по русскому – хлебом-солью, по татарскому – преподнесли чак-чак. Очень красочным и ярким было театрализованное представление. Как правило, основу действа составляют мифы и легенды из старинного бурятского эпоса «Гэсэра», отображающие борьбу между силами добра и зла, поклонение богам, единение человека и природы.
Мы знаем, что героический эпос «Гэсэр» является уникальным памятником духовной культуры бурятского народа. Но вместе с тем это произведение считают своим и другие народы Центральной Азии. Эпос распространён среди тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северотибетских уйгуров. Не случайно его называют азиатской «Илиадой». У каждого народа есть, очевидно, своя версия эпоса. Но жемчужиной считается всё-таки бурятское изложение героического эпоса. Для современных работников культуры, почитающих старину, «Гэсэр» представляет неисчерпаемый материал для отображения различных действий героя.
Вот и на этот раз выход на арену стадиона ребят в красных и жёлтых одеяниях символизировал не только юность, но и солнце, луну, поспевающие хлеба. А девушки в белых и голубых накидках словно олицетворяли голубизну неба и гор, белизну снежных вершин и чистоту вод. Но вот появляется жуткий красный дракон, начинается схватка. Затем в круг входят шаманы в звериных шкурах, с бубнами в руках. Начинается другой танец, который переносит нас в эпоху древности. И как-то органично вплетается в этот ансамбль татарский коллектив самодеятельности со своими песнями. Это поют и танцуют представители народного фольклорного ансамбля «Сангудач» из села Хохорск Боханского района. Следом вступает в круг польский фольклорный ансамбль «Яжумбек» из села Вершина того же района. Своё мастерство демонстрирует русский фольклорный ансамбль. А далее представители всех коллективов берутся за руки и движутся в общем хороводе. Временами раздаются мелодии ёхора, и это только подчёркивает и национальную принадлежность праздника, и в то же время единство культур.
Рядом, на волейбольной площадке, разгораются страсти между соревнующимися районными командами. Затем на арену выходят борцы, участники состязаний в стрельбе из лука. В дальнейшем центром внимания становится ипподром. Не погрешу против истины, если скажу, что за последние два десятилетия внимание к конному спорту в Усть-Ордынском округе резко возросло. И вместе с этим усилилось внимание к спортивному коневодству. К примеру, в племсовхозе «Первомайский» был выращен жеребец, установивший мировые рекорды, которые на протяжении многих лет никто не мог превзойти.
…Считается, что Сурхарбан пришёл к нам из глубокой древности. При этом каждая эпоха вкладывала в этот праздник своё содержание. На первых порах было чествование духов – хозяев священной местности. В дальнейшем праздник приобрёл функцию военного смотра. Во времена Чингисхана и его потомков именно среди победителей состязаний отбирались воины для свиты. В советское время Сурхарбан стал колхозно-совхозным праздником. Он был своеобразным водоразделом между весенне-летними и летне-осенними заботами селян. К Сурхарбану старались закончить вспашку паров. Погуляли, отпраздновали, отдохнули, и уже начиналась новая страда – стрижка овец. Только разделались с овцами, как пора сенокосную технику выводить на луга. Сено заготовили – к жатве пора приступать. И так до белых мух крестьянин был в заботах. Ибо все знали: будет хлеб – будет песня. Последние Сурхарбаны отличаются тем, что песни звучат, а вот хлеба…
Как это ни горько напоминать, но в прошлом Усть-Ордынский Бурятский автономный округ считался житницей Приангарья и давал треть областного урожая зерна, такую же часть мяса и молока. Сегодня прежним большим вкладом округ не может похвастаться. И обидно то, что на этом празднике среди многих торжественных речей на стадионе так и не были произнесены слова-символы: «земля», «урожай», «хлебороб». Не услышали мы и добрых слов в адрес трудолюбивых крестьян. Однако глава округа Сергей Серебренников заявил, что Сурхарбан – прежде всего праздник, а про сельское хозяйство власть не забывает и будет постоянно заниматься решением крестьянских проблем.