Украсть за 60 секунд
Главврач Ивано-Матрёнинской детской больницы Владимир Новожилов утверждает, что трёхмесячный Матвей Березик был украден из педиатрического отделения буквально за минуту: в 16.35 дежурная медсестра сдала смену, в 16.36 камеры наблюдения зафиксировали похитительницу, выходящую из клиники с малышом. Похищенный бывшей наркоманкой и возвращённый полицией ребёнок, в силу возраста ещё не понявший произошедшего, в одночасье стал героем: журналисты, приехавшие в больницу посмотреть на оперативно спасённого мальчика, так его и величали. В этой истории с вроде бы счастливым концом пока остаётся непонятным, принесёт Матвею Березику счастье внезапно свалившаяся на него популярность.
– Похищение ребёнка из нашей больницы – это страшный случай в моей личной жизни. Вы не представляете, что перенёс за время, пока малыша искали, я, что пережили все люди в отделении. Это большой урок на всю жизнь, – говорит главный врач Ивано-Матрёнинской детской клинической больницы Владимир Новожилов. Он охотно и подробно отвечает на все вопросы журналистов и, несмотря на очевидный конфуз ситуации, не тушуется. «Пришёл в себя, – шепчутся между собой чиновники. – Вчера-то был весь белый и вытянутый, как струна».
Вечером в среду Владимир Новожилов лично ездил забирать трёхмесячного ребёнка, похищенного накануне из больничной палаты, и теперь проводит вынужденную экскурсию для СМИ по педиатрическому отделению клиники, чтобы продемонстрировать, что с Матвеем Березиком всё в порядке. Малыша величают героем и снимают на камеры всех телеканалов города. В результате похищения из никому не нужного ребёнка (от Матвея отказалась мать) он превратился в человечка, до которого всем в Иркутске есть дело. Вопрос только в том, надолго ли.
Пока герой спит в кроватке в палате №1 и выглядит совершенно безмятежным. Какое-то время его не беспокоит даже наличие большого количества людей в комнате и щёлканье фотоаппаратов. Затем Матвей просыпается и спокойно, даже как-то доброжелательно глядит на любопытствующих журналистов. По-прежнему не плачет. «Отказники», они вообще редко плачут, что бы ни случилось.
Ненастоящая мама
Матвей Березик попал в Ивано-Матрёнинскую больницу 1 апреля этого года, на десятый день своей жизни. У ребёнка были зафиксированы проблемы, связанные с поражением центральной нервной системы. Малыш поменял одну клинику на другую: в городском перинатальном центре сразу после рождения от мальчика отказалась его мать, склонная к употреблению наркотиков.
Похищение Матвея произошло буквально накануне его переезда в дом ребёнка № 3: по словам врачей, малышу уже была оказана необходимая медицинская помощь и подготовлены документы для перевода.
Однако 21 июня, во вторник, мальчик пропал из своей кроватки. Сейчас Владимир Новожилов может описать хронологию произошедшего:
– В 16.35 одна дежурная смена закончила работу и сдала дежурство. А уже в 16.36 – это мы позже посмотрели по камерам видеонаблюдения – похитительница вышла из здания с Матвеем на руках. Скорее всего, она специально подгадала время, стояла где-то в коридоре и караулила, – отчитался главврач. – В 16.40 медсестра, принявшая смену, переоделась и зашла в первую палату. Вот тут-то она и обнаружила, что ребёнка нет, вначале позвонила своей сменщице, а потом сразу в полицию.
Врачи утверждают, что силовики среагировали очень быстро: тут же подъехали в отделение, начали опрос персонала, занялись изучением видеозаписи с камеры, установленной на входе в больницу. Уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Семён Круть тоже решил проявить недюжинную сознательность и направил уполномоченному по правам ребёнка России Павлу Астахову всю информацию о произошедшем.
Полицейскими же в первую очередь была установлена и найдена мать ребёнка: хотя в роддоме она оставила неверный домашний адрес – он оказался адресом поликлиники, – оперативники через несколько часов нашли женщину и допросили её. Но та заявила, что не имеет никакого отношения к похищению, и вообще историей не особо заинтересовалась.
После допроса матери версия о её причастности не подтвердилась, и полицейские расширили круг подозреваемых, поняв, что им может быть никак не связанный с ребёнком человек.
По информации начальника пресс-службы УВД Иркутска Инги Шайдуровой, для поисков Матвея участковые, оперативники и сотрудники патрульно-постовой службы обходили дворы города, разговаривали с жителями. Малыша искал практически весь личный состав иркутской полиции. В свою очередь Следственный комитет по Иркутской области возбудил уголовное дело по статье 126 УК РФ «Похищение человека».
По записи, снятой камерой видеонаблюдения больницы, и свидетельским показаниям было составлено описание предполагаемой похитительницы: женщина 30 лет, рост 170 сантиметров, худощавого телосложения, каштановые волосы до плеч, в чёрной футболке и джинсах, с татуировкой на ноге в виде цепочки.
– У меня в это время волосы дыбом стояли, – признался Владимир Новожилов. – Кража ребёнка из отделения – это первый случай за всё время моей службы врачом, а работаю я более 30 лет.
«Ты чем кормила малыша?»
Ребёнка нашли уже на следующий день в одном из частных домов садоводства «Сосна» в Селиванихе. Бдительные соседи сообщили оперативникам уголовного розыска пятого отделения полиции о подозрительной женщине с младенцем.
Оказалось, что похитительница, 35-летняя Наталья Титова, ранее судимая за распространение наркотиков, 22 июня привезла ребёнка к матери своего сожителя, с сентября находящегося в тюрьме.
– Наталья Титова соврала, что это её сын, так как действительно более года назад была беременна, – пояснила Инга Шайдурова. – Однако мать сожителя была очень удивлена: по её расчётам, ребёнку Титовой уже должно было исполниться 8 месяцев, а никак не три. Она даже спросила: «Ты чем кормила малыша, что он такой маленький?».
Чуть позже по радио объявили о похищении ребёнка, и пожилая женщина стала сомневаться ещё больше. Снова уточнила у Титовой, точно ли это её ребенок, и та опять ответила утвердительно. Правда, тут же попросила присмотреть за малышом и куда-то ушла.
– Поняла, что её разыскивают, и пыталась скрыться, но её задержали на территории кооператива, – сказала Шайдурова.
Попытка номер три
Пойманная похитительница вначале у многих обывателей вызвала не презрение, а жалость. Свой поступок она объяснила тем, что очень хотела ребёнка. Якобы у неё была ложная беременность, что привёло к нервному срыву, и женщина решила заполучить ребёнка таким способом.
– Эту версию Титова озвучила 22 числа в 12 ночи, когда её привезли в отдел № 7, – сказала Инга Шайдурова. – Однако сегодня её показания уже меняются. Так как она была ранее судима, можно передоложить, что это не последние изменения: такие люди имеют определённые привычки поведения при задержании и могут хоть каждый день новые версии преступления озвучивать.
Впрочем, силовики не спорят с тем, что проблемы с беременностью у подозреваемой действительно были и завести ребёнка она правда очень хотела. По этому поводу приходила в Ивано-Матрёнинскую больницу не менее четырёх раз, чтобы «выбрать» себе сына. Попробовать стать матерью двоим отобранным у неё органами опеки детям Наталья Титова почему-то не решилась.
Ни любви, ни тоски, ни жалости
«Когда я забирал ребёнка из этого садоводства, к его похитительнице никакой жалости не испытывал, – отрезал Владимир Новожилин. – Я просто подписал необходимые документы и поехал в больницу». Матвея доставили в отделение вечером 22 июня. Ребёнок был в удовлетворительном состоянии, сообщила начальник департамента здравоохранения и социальной помощи населению администрации города Иркутска Ирина Губанова.
– К счастью, когда малыша обнаружили, он не был уставший или заплаканный – он вообще мирно спал, и все санитарные моменты тоже были соблюдены, – отметила она. – Никакого вреда ребёночку причинено не было.
Тем не менее сейчас в отношении Натальи Титовой возбуждено уголовное дело по статье 126 УК РФ «Похищение человека». Она помещена под стражу. Кроме того, в ходе расследования дела будет дана оценка и действиям врачей, допустивших похищение ребёнка.
– Конечно, есть вина и охраны (они работают у нас на аутсорсинге), и врачей, – что не было должного контроля, – согласился Владимир Новожилов. – Сегодня мы беседовали с прокуратурой, начата служебная проверка. На самом деле, конечно, в первую очередь я виноват.
Плюсы популярности
В Ивано-Матрёнинской больнице сейчас ужесточён пропускной режим, однако главврач называет это «полумерой».
– По моему мнению, больница должна быть в первую очередь открытой, иначе зачем она вообще нужна, если туда попасть нельзя? – сказал Владимир Новожилин. – Это же не психбольница и не зона, поэтому долго так продолжаться не должно. На мой взгляд, нужно просто модернизировать саму систему охраны: не бабушек и дедушек ставить, а установить пульт видеонаблюдения, который будет тут же всю информацию транслировать в оперативный штаб охранной фирмы.
Маленький Матвей тоже получил дополнительную охрану и заботу: шефство над ним взял личный состав УВД по Иркутску. «Будем добровольно отчислять с нашей зарплаты, кто сколько может, на содержание малыша, чтобы памперсы и игрушки у него были и так далее», – пояснила Инга Шайдурова. Так что пока маленькому Матвею от его похищения одни плюсы. Не случись его, малыш так бы и остался одним из 50-60 младенцев, от которых ежемесячно отказываются мамы в Иркутской области.