Наука в помощь хлеборобу
Учёные-аграрники будут вооружать знаниями сибирских земледельцев
Иркутская сельскохозяйственная академия имеет богатые традиции не только в деле подготовки кадров. Многие преподаватели вуза активно занимались наукой. Нынешние ветераны-аграрники с благодарностью вспоминают имена таких подвижников, как Алексей Угаров (агрохимия) и Иван Буддо (растениеводство). Серьёзный вклад в развитие животноводства внесли Геннадий Черных (селекция) и Лев Герасимов (кормопроизводство). Очень многое дала своим питомцам Агриппина Кузнецова, большой знаток культурных многолетних трав. Даже в пору охаивания травопольной системы земледелия Кузнецова от своих взглядов не отказалась. Можно и дальше перечислять имена учёных-преподавателей, внёсших немалый вклад в развитие аграрной науки Восточной Сибири. Очень важно, что сегодня это направление в сельскохозяйственном вузе сохранилось. Хотя, конечно, не всё идёт гладко. О проблемах и путях их решения шла речь на прошедшем в стенах сельхозакадемии «круглом столе», посвящённом вкладу иркутских учёных-аграрников в модернизацию агропромышленного комплекса Приангарья.
Открывая заседание, ректор вуза Юрий Вашукевич отметил в числе главных задач науки вооружение сельских тружеников знаниями, и прежде всего в области аномальных явлений природы. Очень важно дать крестьянину возможность знать точный прогноз «на завтра», что в конечном счёте снизило бы ущерб от стихийных явлений. Задача, озвученная ректором, очень сложная. Земледельцы Восточной Сибири испытывают, пожалуй, наибольшую потребность в таких прогнозах. Сегодня хлебороб вынужден просто приспосабливаться к сложившимся естественным условиям. Что проявляется в использовании новых приёмов обработки почвы, в создании адаптивных систем земледелия, в выведении наиболее приемлемых к нашим условиям сортов и пород сельскохозяйственных животных.
Иркутская сельскохозяйственная академия может гордиться тем, что создала сорт картофеля Сарма, который получил распространение среди крупных товаропроизводителей и грамотных хозяев подворья, дачников. Его элитные семена дают прибавку урожая в 50–60 центнеров с гектара по сравнению с районированными сортами Невский и Снегирь. Лет 25 назад «конструкторы хлебного колоса» поразили практиков замечательной новинкой – сортом Ангара-86, который обладал взаимоисключающими качествами: скороспелостью и высокой урожайностью. В условиях Качугского района (совхоз имени Фрунзе) он дал 76 центнеров с каждого из 11 гектаров. В дальнейшем селекционеры ИрСГА создали прекрасный сорт Студенческая. Он мог бы получить широкое распространение, но прорвавшаяся семь лет назад из центра Азии бурая ржавчина сильно поразила новинку. Кстати, в тот год бурая ржавчина, о которой ранее наши агрономы знали в основном по учебникам, нанесла огромный урон зерновому хозяйству Приангарья. Предварительная обработка семян против той заразы дала хорошие результаты. Но производство требует сорта, устойчивые к болезни. Сегодня селекционеры их дорабатывают.
Называя свой край «зоной рискованного земледелия», мы прежде всего предполагаем влияние сложных условий на урожай сельскохозяйственных культур. Однако в неменьшей мере природа воздействует и на домашних животных. Если заглянуть немного в историю, то окажется, что в не столь далёком 1940 году продуктивность молочного скота по колхозам и совхозам Приангарья составляла всего лишь 800 килограммов молока, или в полтора раза ниже, чем в Западной Сибири, в ряде европей-ских регионов страны. Можно сказать, она держалась на своём низком естественном уровне, что было обусловлено суровыми природными условиями. Спустя каких-то 25 лет этот показатель увеличился почти втрое. Явление неординарное, ибо военные и послевоенные годы никуда не выбросишь, к тому же речь идёт об огромном количестве скота. Именно наука вкупе с рядом хозяйственных мероприятий сыграла свою огромную роль в столь резком молочном прорыве.
Иркутская область в лице крупнейших товаропроизводителей сейчас вышла на уровень годовой продуктивности в 3634 килограмма. За все предыдущие годы и десятилетия это самый высокий показатель. Но обольщаться им ни в коем случае нельзя по ряду причин. Другие регионы – Ленинградская, Мурманская, Московская области – имеют куда более высокую продуктивность. Это достигнуто благодаря селекции, использованию племенного материала европейских стран, природные условия которых не столь резко отличаются от названных территорий. Восточная же Сибирь – зона экстремальная. Тем не менее у нас создан высокопродуктивный тип молочного скота, названный Прибайкальским. В производственных условиях эти коровёнки дают 5400–6390 килограммов молока.
В последние десятилетия всё сильнее дают знать о себе экологические проблемы. Антропогенное и техногенное воздействие испытывает живая природа и в нашей, казалось бы, бескрайней Иркутской области. Предпринимаются различные меры по снижению нагрузки на природу, на человека. Свой путь в этом видит и аграрная наука. Речь идёт о фитомелиорации загрязнённых почв, то есть об использовании таких культур, которые улучшают землю.
Можно было бы и дальше продолжать разговор об успехах сельхознауки. Однако производство предъявляет к учёным серьёзные требования. И в числе основных вопросов – обеспечение хлебом насущным.
– Задача науки – способствовать значительному увеличению производства сельскохозяйственной продукции и по большинству видов обеспечить себя продовольствием, в том числе и хлебом собственного производства, – заявил на «круглом столе» министр сельского хозяйства Иркутской области Александр Кириленко. – Ведь у нас потребность в продовольственном зерне – 320 тысяч тонн. И мы должны эти 320 тысяч тонн производить из общего валового сбора в миллион тонн, который обязаны получить в 2015 году.
В то же время министр признал, что научный потенциал используется не полностью. Не хватает денег. Власти обещали озаботиться этой проблемой. Но и учёный мир должен быть более взыскательным к себе. Как отмечалось на «круглом столе», исследования по ряду направлений уже не являются актуальными, поскольку они успешно реализуются в передовых хозяйствах. И в то же время есть просто кричащие вопросы. Например, насколько эффективна государственная поддержка сельскому хозяйству. На эту тему сломана масса копий. Приведём в пример опыт Запада. Благодаря государственной финансовой помощи страны ЕС успешно занимаются аграрным бизнесом и огромное количество своей продукции отправляют на экспорт. Хлеборобам Приангарья, конечно, не до экспорта. Поднять бы сельское хозяйство из руин и запустить механизм саморазвития. Это и является одной из главных задач современной аграрной науки.