издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Я буду долго гнать велосипед

Третий месяц подряд ни один выходной 50-летней Марины Балышевой и 47-летней Евгении Казаковой не проходит без 100–120-километровой загородной поездки на велосипеде. «Стараемся ездить по пересечённой местности, – говорит Марина. – А по будням ещё раза два в неделю катаем по Иркутску километров по 50–60». Женщины не участвуют в программе по экспресс-похуданию и не являются профессиональными велогонщицами. Они просто готовятся к участию в единственной в России многодневной велогонке для любителей маунтинбайка «Транс-Байкал».

«Главное – успеть от старта до ужина»

Гонка, маршрут которой проходит по берегам Байкала, будет проводиться в Иркутской области уже третий раз. Марина Балышева участвует в ней с самого начала и может называться опытным любителем. 

– Я непрофессиональный спортсмен, – сказала она. – Вообще-то я работаю продавцом в книжном магазине «ПродалитЪ», но всю жизнь увлекаюсь спортом. Правда, на велосипед села сравнительно недавно, до этого на лыжах и коньках больше каталась. А два года назад подруга мне сказала: «Что это все на велосипедах ездят, а мы с тобой нет? Давай сядем». Вот и сели. А потом я случайно узнала о «Транс-Байкале». И совершенно сдуру туда поехала, фактически не готовясь. 

Марина Балышева слукавила: небольшая подготовка всё-таки была – на «Транс-Байкал», «давя тяжёлым катком», её позвал знакомый, сотрудник службы госнаркоконтроля, спонсировавшей гонку, предложив создать команду «Два пенса» (то есть два пенсионера). «Все мои возражения он отметал, утверждая, что главное – успеть от старта до ужина», – вспоминает она. Однако во время первой же совместной поездки для оценки взаимодействия «Два пенса» обнаружили, что силы их не равны: Марина оказалась куда более быстрой велосипедисткой. Зато в одном темпе с женщиной передвигался 18-летний сын её подруги Дмитрий, поехавший изначально за компанию. 

– Тогда мы решили – естественно, в шутку, – что мы с Димой как команда смотримся лучше, – сказала Марина. – Однако вечером от того знакомого раздался звонок: мол, срочно сообщай свои и Димины паспортные данные – будете выступать от госнаркоконтроля. 

В итоге Марина и Дмитрий, объединившиеся под брендом «66 и 6», стали одной из самых эпатажных команд: парень самый молодой, а женщина самая возрастная. Все четыре дня гонки они держали дистанцию, однако в последний день Марине не повезло: очень сильно зашибла ногу. 

– На спуске не вписалась в поворот и вылетела с дороги, – сообщила она. – Пришла в себя уже сидя на траве, велосипед обнаружила метрах в трёх с вывернутым рулём. Вначале думала, ничего страшного, даже от медпомощи отказалась и какое-то время ещё проехала. Но позже ногу раздуло так, что я поняла, что уже не ездок. В итоге до финиша мне не хватило всего 10 километров! Было очень обидно. 

«Велобабушки»

Дмитрий Шиндякин на нынешней гонке будет соревноваться «сам с собой»

Однако проигрыш только раззадорил велосипедистку. Уговаривать поехать на следующую гонку её уже не пришлось. Она сама нашла себе напарницу и принялась за усиленную подготовку, ведь гонка в 2010-м была посложнее, чем годом ранее. Соревнования собрали в два раза больше участников – 64 команды – и длились уже пять суток. Однако на этот раз команду Балышевой подвела техника. 

– На втором этапе у нас три раза рвалась цепь, – говорит Марина Балышева. – А так как команда была женская, в первый раз мы на эту цепь смотрели большими круглыми глазами и не знали, что делать. 

Каждый раз, когда цепь чинили и соединяли, одно звено приходилось выкусывать – в итоге цепь оказалась такой короткой, что скорости на ней перестали переключаться. Пока велосипедистки доехали до места обеда и нашли бэушную цепь, отстали от лидеров глобально, больше чем на час. «Поэтому на третьем этапе разозлились и выиграли гонку среди женских команд!» – заключила Марина. 

На 2011 год неутомимая Марина Балышева снова в строю – она и её напарница Елена Казакова зарегистрировали команду «Велобабушки». Говорит, что в победители не рвутся, хотят просто «нормально проехать». Впрочем, учитывая интенсивность тренировок, «бабушки» наверняка составят серьёзную конкуренцию молодёжи.  

С 18 и старше 

Пока что интернет-страничка, где вывешен список участников велогонки, немного напоминает сайт знакомств: среди категорий есть «М+Ж», «Ж+Ж», «М+М», а рядом с некоторыми из заявленных велосипедистов красуется надпись «Ищу партнёра». Одиночки могут присоединиться. 

Уже сейчас на «Транс-Байкал – 2011» зарегистрировалось 56 команд. Среди участников кроме жителей области есть люди из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Владивостока, Москвы, Самары, Благовещенска, Хабаровска, Владимира, Зеленограда, Ростова, Тюмени, Читы. Из иностранцев точно обещали быть уроженцы Израиля и Украины. Изначально регистрация участников планировалась до 31 мая, но организаторы продлили её до 30 июня. 

– К нам собирались приехать люди из Казахстана, интересовались возможностью участия несколько европейских команд, – перечислил учредитель проекта «Транс-Байкал» 24-летний Дмитрий Шиндякин. – Мы ждём этих людей и, конечно, россиян, многие из которых, как правило, регистрируются в последние дни. 

По словам Шиндякина, возраст участников варьируется от 18 лет (несовершеннолетние к гонке не допускаются) до людей «за 50». 

– А в прошлом году один из велосипедистов был реально дедушка, 1947 года рождения! – похвастался Шиндякин. – Увлечённый человек. Это была просто фантастика! И ведь доехал до конца дистанции!  

Иркутск = ЮАР 

«Транс-Байкал» в этом году снова усложнится, предупреждают организаторы. Теперь гонка будет длиться шесть дней, общая протяжённость маршрута составит 483 километра с набором высоты на некоторых участках до 2100 метров. 

«Это достаточно серьёзный маршрут, без подготовки будет трудновато», – говорит Дмитрий Шиндякин. Старт будет дан в посёлке Бугульдейка, первый этап продлится до МРС, второй – до посёлка Хужир, третий – до мыса Хобой и обратно, четвёртый – снова до МРС. Заключительный, пятый этап завершится в Еланцах. Впрочем, в положении о гонке есть важное уточнение: «В программе соревнований возможны изменения, связанные с действием обстоятельств непреодолимой силы». 

Пока, если всё пройдёт без вмешательств «непреодолимой силы», планируется примерно такой распорядок дня: в 6 утра подъём, в 9 – старт, с часу до 15 дня – прибытие лидеров на финиш, в 22.30 – отбой. Жить все участники гонки станут в палатках, которые на машинах будут транспортироваться до мест стоянки. 

– Технически идею с передвижным палаточным лагерем очень сложно воплотить в жизнь, – признался Дмитрий Шиндякин. – Чтобы посмотреть на то, как это организуется изнутри, я даже ездил в ЮАР, где проходила африканская гонка подобного формата, в качестве волонтёра. Помогал на пункте питания, в лагере и так далее. ЮАР я выбрал именно потому, что там схожие с нашими условия: нет такой мощной инфраструктуры, как в Европе, таких финансовых затрат. Хотя, конечно, африканская гонка всё равно уровнем повыше пока будет. Тем не менее поездка была очень полезная: обрисовалось и общее видение проекта, и понимание конкретных деталей. Думаю, у нас теперь всё получится. 

Плохой гонщик – мёртвый гонщик 

Требования к участникам гонки-2011 её организаторы называют «вполне демократичными».  

– Средняя скорость гонщиков получается 13,5 километра в час, – сообщил Шиндякин. – В принципе, если человек не мёртвый, он должен уложиться. 

Участники в «Транс-Байкале» бывают разной степени живости. По признанию председателя федерации велосипедного спорта Иркутской области Леонида Ощерина, разница между приездами первого и последнего участника достигала в гонках 10 часов. «Конечно, в профессиональном спорте такого разрыва не допустили бы и просто сняли бы отстающих с дистанции, – отметил он. – Но в том-то и прелесть гонки, что там могут участвовать как профессионалы, так и любители. Организаторы идут на это». 

Между прочим, сам учредитель соревнований Дмитрий Шиндякин тоже обычный любитель велогонок, а не спортсмен. Около 15 лет он профессионально занимался бальными танцами, а вот на велосипеде стал кататься с 10 класса просто «для себя».

– Правда, я немного нетипичный любитель, потому как участвовал в чемпионатах России и других соревнованиях по маунтинбайку, однако в так называемой велосипедной секции никогда не состоял, – отметил он. 

Нынешняя профессия Дмитрия тоже совершенно не связана со спортом: он работает интернет-маркетологом. «Транс-Байкал» для него пока абсолютно некоммерческий проект, на котором он только тратит, а не зарабатывает. 

– Но я верю в этот проект, чувствую, что у него огромный потенциал, – сказал 

Дмитрий. – Я делаю его для таких же обычных парней, как я, например, – с бронхиальной астмой, – которые будут соревноваться не с чемпионами трассы, а сами с собой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры