Я буду долго гнать велосипед
Третий месяц подряд ни один выходной 50-летней Марины Балышевой и 47-летней Евгении Казаковой не проходит без 100–120-километровой загородной поездки на велосипеде. «Стараемся ездить по пересечённой местности, – говорит Марина. – А по будням ещё раза два в неделю катаем по Иркутску километров по 50–60». Женщины не участвуют в программе по экспресс-похуданию и не являются профессиональными велогонщицами. Они просто готовятся к участию в единственной в России многодневной велогонке для любителей маунтинбайка «Транс-Байкал».
«Главное – успеть от старта до ужина»
Гонка, маршрут которой проходит по берегам Байкала, будет проводиться в Иркутской области уже третий раз. Марина Балышева участвует в ней с самого начала и может называться опытным любителем.
– Я непрофессиональный спортсмен, – сказала она. – Вообще-то я работаю продавцом в книжном магазине «ПродалитЪ», но всю жизнь увлекаюсь спортом. Правда, на велосипед села сравнительно недавно, до этого на лыжах и коньках больше каталась. А два года назад подруга мне сказала: «Что это все на велосипедах ездят, а мы с тобой нет? Давай сядем». Вот и сели. А потом я случайно узнала о «Транс-Байкале». И совершенно сдуру туда поехала, фактически не готовясь.
Марина Балышева слукавила: небольшая подготовка всё-таки была – на «Транс-Байкал», «давя тяжёлым катком», её позвал знакомый, сотрудник службы госнаркоконтроля, спонсировавшей гонку, предложив создать команду «Два пенса» (то есть два пенсионера). «Все мои возражения он отметал, утверждая, что главное – успеть от старта до ужина», – вспоминает она. Однако во время первой же совместной поездки для оценки взаимодействия «Два пенса» обнаружили, что силы их не равны: Марина оказалась куда более быстрой велосипедисткой. Зато в одном темпе с женщиной передвигался 18-летний сын её подруги Дмитрий, поехавший изначально за компанию.
– Тогда мы решили – естественно, в шутку, – что мы с Димой как команда смотримся лучше, – сказала Марина. – Однако вечером от того знакомого раздался звонок: мол, срочно сообщай свои и Димины паспортные данные – будете выступать от госнаркоконтроля.
В итоге Марина и Дмитрий, объединившиеся под брендом «66 и 6», стали одной из самых эпатажных команд: парень самый молодой, а женщина самая возрастная. Все четыре дня гонки они держали дистанцию, однако в последний день Марине не повезло: очень сильно зашибла ногу.
– На спуске не вписалась в поворот и вылетела с дороги, – сообщила она. – Пришла в себя уже сидя на траве, велосипед обнаружила метрах в трёх с вывернутым рулём. Вначале думала, ничего страшного, даже от медпомощи отказалась и какое-то время ещё проехала. Но позже ногу раздуло так, что я поняла, что уже не ездок. В итоге до финиша мне не хватило всего 10 километров! Было очень обидно.
«Велобабушки»
Однако проигрыш только раззадорил велосипедистку. Уговаривать поехать на следующую гонку её уже не пришлось. Она сама нашла себе напарницу и принялась за усиленную подготовку, ведь гонка в 2010-м была посложнее, чем годом ранее. Соревнования собрали в два раза больше участников – 64 команды – и длились уже пять суток. Однако на этот раз команду Балышевой подвела техника.
– На втором этапе у нас три раза рвалась цепь, – говорит Марина Балышева. – А так как команда была женская, в первый раз мы на эту цепь смотрели большими круглыми глазами и не знали, что делать.
Каждый раз, когда цепь чинили и соединяли, одно звено приходилось выкусывать – в итоге цепь оказалась такой короткой, что скорости на ней перестали переключаться. Пока велосипедистки доехали до места обеда и нашли бэушную цепь, отстали от лидеров глобально, больше чем на час. «Поэтому на третьем этапе разозлились и выиграли гонку среди женских команд!» – заключила Марина.
На 2011 год неутомимая Марина Балышева снова в строю – она и её напарница Елена Казакова зарегистрировали команду «Велобабушки». Говорит, что в победители не рвутся, хотят просто «нормально проехать». Впрочем, учитывая интенсивность тренировок, «бабушки» наверняка составят серьёзную конкуренцию молодёжи.
С 18 и старше
Пока что интернет-страничка, где вывешен список участников велогонки, немного напоминает сайт знакомств: среди категорий есть «М+Ж», «Ж+Ж», «М+М», а рядом с некоторыми из заявленных велосипедистов красуется надпись «Ищу партнёра». Одиночки могут присоединиться.
Уже сейчас на «Транс-Байкал – 2011» зарегистрировалось 56 команд. Среди участников кроме жителей области есть люди из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Владивостока, Москвы, Самары, Благовещенска, Хабаровска, Владимира, Зеленограда, Ростова, Тюмени, Читы. Из иностранцев точно обещали быть уроженцы Израиля и Украины. Изначально регистрация участников планировалась до 31 мая, но организаторы продлили её до 30 июня.
– К нам собирались приехать люди из Казахстана, интересовались возможностью участия несколько европейских команд, – перечислил учредитель проекта «Транс-Байкал» 24-летний Дмитрий Шиндякин. – Мы ждём этих людей и, конечно, россиян, многие из которых, как правило, регистрируются в последние дни.
По словам Шиндякина, возраст участников варьируется от 18 лет (несовершеннолетние к гонке не допускаются) до людей «за 50».
– А в прошлом году один из велосипедистов был реально дедушка, 1947 года рождения! – похвастался Шиндякин. – Увлечённый человек. Это была просто фантастика! И ведь доехал до конца дистанции!
Иркутск = ЮАР
«Транс-Байкал» в этом году снова усложнится, предупреждают организаторы. Теперь гонка будет длиться шесть дней, общая протяжённость маршрута составит 483 километра с набором высоты на некоторых участках до 2100 метров.
«Это достаточно серьёзный маршрут, без подготовки будет трудновато», – говорит Дмитрий Шиндякин. Старт будет дан в посёлке Бугульдейка, первый этап продлится до МРС, второй – до посёлка Хужир, третий – до мыса Хобой и обратно, четвёртый – снова до МРС. Заключительный, пятый этап завершится в Еланцах. Впрочем, в положении о гонке есть важное уточнение: «В программе соревнований возможны изменения, связанные с действием обстоятельств непреодолимой силы».
Пока, если всё пройдёт без вмешательств «непреодолимой силы», планируется примерно такой распорядок дня: в 6 утра подъём, в 9 – старт, с часу до 15 дня – прибытие лидеров на финиш, в 22.30 – отбой. Жить все участники гонки станут в палатках, которые на машинах будут транспортироваться до мест стоянки.
– Технически идею с передвижным палаточным лагерем очень сложно воплотить в жизнь, – признался Дмитрий Шиндякин. – Чтобы посмотреть на то, как это организуется изнутри, я даже ездил в ЮАР, где проходила африканская гонка подобного формата, в качестве волонтёра. Помогал на пункте питания, в лагере и так далее. ЮАР я выбрал именно потому, что там схожие с нашими условия: нет такой мощной инфраструктуры, как в Европе, таких финансовых затрат. Хотя, конечно, африканская гонка всё равно уровнем повыше пока будет. Тем не менее поездка была очень полезная: обрисовалось и общее видение проекта, и понимание конкретных деталей. Думаю, у нас теперь всё получится.
Плохой гонщик – мёртвый гонщик
Требования к участникам гонки-2011 её организаторы называют «вполне демократичными».
– Средняя скорость гонщиков получается 13,5 километра в час, – сообщил Шиндякин. – В принципе, если человек не мёртвый, он должен уложиться.
Участники в «Транс-Байкале» бывают разной степени живости. По признанию председателя федерации велосипедного спорта Иркутской области Леонида Ощерина, разница между приездами первого и последнего участника достигала в гонках 10 часов. «Конечно, в профессиональном спорте такого разрыва не допустили бы и просто сняли бы отстающих с дистанции, – отметил он. – Но в том-то и прелесть гонки, что там могут участвовать как профессионалы, так и любители. Организаторы идут на это».
Между прочим, сам учредитель соревнований Дмитрий Шиндякин тоже обычный любитель велогонок, а не спортсмен. Около 15 лет он профессионально занимался бальными танцами, а вот на велосипеде стал кататься с 10 класса просто «для себя».
– Правда, я немного нетипичный любитель, потому как участвовал в чемпионатах России и других соревнованиях по маунтинбайку, однако в так называемой велосипедной секции никогда не состоял, – отметил он.
Нынешняя профессия Дмитрия тоже совершенно не связана со спортом: он работает интернет-маркетологом. «Транс-Байкал» для него пока абсолютно некоммерческий проект, на котором он только тратит, а не зарабатывает.
– Но я верю в этот проект, чувствую, что у него огромный потенциал, – сказал
Дмитрий. – Я делаю его для таких же обычных парней, как я, например, – с бронхиальной астмой, – которые будут соревноваться не с чемпионами трассы, а сами с собой.