издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ШОС жила, ШОС жива, ШОС будет жить?

В Астане завершился юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества

  • Автор: Дмитрий ШИБАНОВ, по материалам СМИ

Совершенно неожиданно саммит ШОС пошёл не по консервативному сценарию, предусматривающему ритуальные заверения и поздравления по случаю десятилетия организации. Более того, заявления, сделанные участникам, дают наблюдателям основания наметить новый геополитический абрис Центральной Азии.

Инициатором острой дискуссии стал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который на правах хозяина внёс целый пакет новых предложений, касающихся военно-политического сотрудничества стран ШОС. Он предложил создать совет по чрезвычайным ситуациям и подумать над организацией наднационального института прогнозирования. Кроме того, Назарбаев видит в составе постоянно действующих органов ШОС структуру по урегулированию территориальных и региональных конфликтов, имеющую полномочия от имени ШОС принимать в её рамках превентивные меры в потенциально горячих точках в зоне ответственности организации. Как сказал сам Назарбаев, на эту идею его натолкнули последние конфликты в соседней Киргизии. «Мы наблюдали, но ничего не могли предпринять», – сетовал он.

В принципе, ШОС никогда не была чужда теме предотвращения военных конфликтов. Изначально организация «шанхайской пятёрки» создавалась для урегулирования пограничных вопросов между КНР и государствами бывшего СССР. Возможно, возвращение ШОС к вопросам предотвращения военных конфликтов связано и с желанием вступить в организацию Индии и Пакистана, периодически находящихся в состоянии конфронтации из-за имеющихся территориальных споров. Для стран ШОС потенциальная балканизация Пакистана, евразийского перекрёстка Юго-Восточной, Средней и Южной Азии (Иран, Афганистан, Пакистан, Индия, Западный Китай), обернётся неизбежным ночным кошмаром.

Российская сторона при этом отмечает, что предложения Казахстана на этапе подготовки саммита не обсуждались. Предложения российского президента Дмитрия Медведева касались исключительно экономической сферы деятельности ШОС. В частности, Дмитрий Медведев предложил сформировать венчурный фонд, средства которого можно было бы использовать для технико-экономической проработки проектов ШОС. С этой точки зрения России гораздо более интересно вернуться к обсуждению формирования «энергетического клуба» стран Азии, который мог бы помочь в сглаживании противоречий в вопросах транспортировки энергетических потоков.

Напомним, что в мае 2011 года Россию посетил президент Пакистана Асеф Али Зардари, который обсудил с президентом России Дмитрием Медведевым вариант участия «Газпрома» в проектах транспорта углеводородов. Такое участие может оживить проект трубопровода ТАПИ (Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия), который является в регионе ключевым вопросом ещё с середины 1990-х годов.

Об этом же – а именно об участии России в проектах транспорта энергоресурсов –  шла речь на встрече министра энергетики Сергея Шматко с министром финансов Афганистана Омаром Захилваль. В ходе неё стороны подчеркнули, что энергетическая сфера, и в первую очередь транспортировка углеводородного сырья и электроэнергетика, является одним из приоритетных направлений экономического сотрудничества двух стран. «С учётом «транзитного» потенциала Афганистана также весьма перспективной представляется тема формирования транспортных артерий для перевозок и транзита грузов из России и других государств», – говорилось в официальном пресс-релизе Министерства энергетики.

Таким образом, через структуры ШОС Россия пытается вернуться к активному участию в политике азиатских стран. Как к новым инициативам ШОС отнесётся США? Вопрос сугубо риторический. Наиболее чётко акценты расставлены в статье обозревателя арабской «Аль-Джазиры» Пепе Эскобара, который сформулировал, что именно хотели сказать США Россия и Китай: «Послание вкратце звучит так: «Уважаемый Вашингтон, забудь об участии в азиатских делах».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры