Выйти из тени
Новая экономика Байкальска отказывается от легализации
Центр независимых социальных исследований и образования (ЦНСИО) презентовал предварительные результаты проекта «Экономические стратегии жителей Байкальска как ресурс диверсификации социально-экономического развития моногорода». Проведя исследование со сложным названием, социологи пришли к простому выводу: все альтернативные виды бизнеса остаются тактикой выживания для байкальчан, пока существует неопределённость в работе Байкальского ЦБК. Жители не спешат легализовывать свои малые предприятия, предпочитая, чтобы государство их просто не замечало. В итоге рынок той же байкальской клубники остаётся в тени, хотя его объём в сезон, по оценкам экспертов, уже перевалил за 1,5 млн. долларов.
Город одного поколения
Поквартирный опрос 375 респондентов и 25 интервью об историях семей в Байкальске – материал, который исследовали специалисты ЦНСИО. Социологи пытались выяснить, как происходит диверсификация экономики моногорода Байкальска. 7 июня на экспертном семинаре они представили предварительные результаты проекта, над которым работали при поддержке Института общественного проектирования. «Чтобы лучше представлять пространство Байкальска, стоит посмотреть на его структуру, – сказала сотрудник ЦНСИО Татьяна Тимофеева. – Город состоит из четырёх микрорайонов: Гагарина, Южный, Строителей и Красный ключ. Все социальные учреждения носят имя Гагарина. Это не случайно: Байкальск был основан в 1961 году». Наибольшая численность населения здесь была зафиксирована в 1996 году – 17,4 тыс. человек, в 2010 году – 14,4 тыс. человек. В целом население Байкальска моложе, чем по области.
«В моногороде жизнь горожанина во многом строится вокруг градообразующего предприятия. С другой стороны, в Байкальск приехали люди, которые испытывали потребность к созиданию. Им уже за 50 лет, но именно этому поколению принадлежат основные бизнес-инициативы. У местных жителей хорошая способность к переформатированию. Так что Байкальск – город одного поколения, которое уходит, но пытается встроиться в новые условия», – полагает социолог. По её словам, байкальчане постепенно уходят от способа жизни, при котором единственной перспективой считается работа на предприятии.
Унизительный бизнес
Главным вектором бизнес-развития, по мнению исследователей, остаётся туризм. Самый крупный игрок – горнолыжный курорт «Гора Соболиная». В остальном сектор представляют мини-гостиницы и турфирмы, которые предлагают собственные экскурсии. Всего, по данным координатора проекта Ирины Корюхиной, в Слюдянском районе насчитывается около 40 кафе и гостиниц, существенная часть которых находится в Байкальске. Всего 1-2% турпотока приходится на частных туристов, хорошо знающих местность и предлагающих индивидуальные маршруты для пеших походов. «Низовой» частью туристического сегмента считаются арендодатели квартир. Горожане активно включаются в эту сферу, хотя ещё пару лет назад многие не хотели ориентироваться на туристов. «Шла речь о нежелании обслуживать туристов. У части людей это остаётся. Некоторые продолжают настаивать на том, что у Байкальска должен быть промышленный профиль развития и любое производство, где бы работали все жители, было бы лучше всего для города. Эти люди полагают, что только труд на предприятии достойный, а в турсфере – унизительный, – рассказала Ирина Корюхина. – Но, сравнивая результаты исследования двухлетней давности, можно сказать, что отношение байкальчан к малому бизнесу меняется».
Точных данных о нынешнем турпотоке у социологов нет. Источники дают свои цифры: к примеру, на «Горе Соболиной» говорят, что в выходные курорт посетили полторы тысячи гостей, а в администрации – две с половиной. Поэтому о динамике развития этой сферы судить сложно, считает Ирина Корюхина. Но предложение аренды квартир расширяется, спрос на летний отдых растёт. А между Утуликом и Байкальском возникла полоса дач, где строят маленькие домики формата «будочка на две кровати» и сдают их туристам». На этом уровне существует большинство туристических объектов города. Дальше не развиваются, поскольку не уверены в том, что туризм останется официальной альтернативой Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату. «Респонденты говорят о том, что государство должно дать какие-то гарантии на долгосрочные планы по развитию туризма здесь. Пока этого нет, ни средний, ни мелкий бизнес не решается вкладывать деньги, – сказала координатор программы. – Более того, среди жителей бытует уверенность, что инвесторы не приходят в Байкальск, а повернули своё внимание в Бурятию, на ОЭЗ «Байкальская гавань».
Криминальный рынок
Продажа клубники – ещё один вид занятий, который развивается в Байкальске. «На официальном уровне данный сегмент считается несерьёзным. Подумаешь, продают ягоду на дороге. Но обороты и наблюдение за этим сектором говорят о том, что это бизнес, который создаёт самозанятость и даже рабочие места», – отметила сотрудник ЦНСИО Ирина Абдулова. По оценкам экспертов, объём рынка клубники в сезон составляет 1,5 млн. долларов. Исследователи приводят пример: две пожилые байкальчанки в прошлом году заработали 120–140 тыс. рублей, продавая клубнику с участка площадью 12 соток. «Они не использовали наёмный труд. Хотя иногда байкальчане нанимают до 10-12 рабочих в разгар сезона», – пояснила социолог. «Клубничный» бизнес зачастую становится семейным: в работе заняты родственники, друзья, знакомые. В то же время этот вид предпринимательства активно криминализируется: перекупщики забирают клубнику прямо на рынке, а за демпинг могут и керосином облить.
Практически весь «клубничный» бизнес существует нелегально. Социологи делают вывод, что люди и не нуждаются в узаконении своей работы: легализация для них грозит издержками, а не выгодой. «Административные барьеры, коррупция – байкальчане боятся всего этого. Получается, им невыгодно выходить из тени, – рассказала Ирина Корюхина. – Многие люди удивлялись вопросу о том, что могло бы сделать для них государство. Для них лучше всего, чтобы их не замечали. Но в итоге город теряет налоги, а люди – возможность пользоваться поддержкой». Так, например, в прошлом году в Байкальске заработала программа поддержки малого бизнеса в моногородах. При всех ограничениях бизнесмены получили материальную помощь и сигнал о том, что они делают нужное дело, считают в ЦНСИО. «Разумеется, у программы были свои ограничения. Прежде всего, требование об обязательной регистрации. У многих она просто отсутствовала, поэтому теневой сектор не смог поучаствовать в программе, а горожане укрепились в уверенности, что деньги получили только «свои», – резюмировала Ирина Абдулова.
Стратеги и тактики
Наращивать турпоток и объём рынка клубники байкальчанам мешают высокие цены на «Горе Соболиной», которые сопоставимы с ценами на курортах в Альпах. Существенно дешевле можно покататься на Алтае, куда и едут туристы из Иркутской области. «Байкальск остаётся малопривлекательной территорией для туристов: узкий ассортимент, слаборазвитая инфраструктура, сервис низкого качества, высокие цены», – отметила Ирина Абдулова. Развивать гостиничный бизнес даже вопреки этим условиям мешают проблемы оформления земли. По словам социологов, в Байкальске уже сложился целый пласт городского фольклора о том, что москвичи забрали кусок земли на берегу озера. Одни информанты ЦНСИО пошли законным путём и стали оформлять землю под этническую закусочную – процесс длится уже полтора года. Другой участок они получили лишь за два года. В числе помех для бизнеса социологи традиционно называют и БЦБК. «Год за годом наши исследования подтверждают это. Стало понятно, что любое конкретное решение принесло бы пользу городу. Неопределённость является самым неудачным условием для бизнеса. Потому что бизнес – это часть жизненной стратегии. Но неясность не позволяет что-то планировать дольше, чем на два-три года», – отметила Ирина Абдулова.
Малый бизнес остаётся тактикой выживания в Байкальске и до стратегии жизни ему ещё далеко, делают вывод социологи. Информанты продолжают утверждать, что бизнес им нужен, лишь бы «перебиться и детишек поднять». Тем не менее при этом появляются семьи, которые уже вкладывают существенные суммы в турбизнес, к примеру, миллион рублей в строительство коттеджа. Исследователи считают, что выходить на новый уровень байкальчанам мешает общероссийская экономическая и политическая неопределённость, которая удваивается на фоне постоянно меняющейся судьбы БЦБК.