Синдром Кавасаки: открытый урок
На прошедшем в Иркутске международном симпозиуме по детской кардиологии синдром Кавасаки был в центре внимания педиатров Приангарья, собравшихся в конференц-зале областной детской клинической больницы. До последнего времени мало изученная, казалось бы, почти не встречающаяся у юных россиян патология теряет в глазах детских врачей свою исключительность, переходя в разряд пусть и трудно диагностируемых, но всё же общепризнанных недугов.
Вот и эта представительная конференция с участием ведущих специалистов в области исследования сложного заболевания, поражающего в мире тысячи ещё не окрепших сердчишек, грозящая инвалидностью в более зрелом возрасте, очень напоминала открытый урок. Урок, на котором искушённые в диагностике и лечении болезни Кавасаки специалисты делились свои опытом, подчёркивая, как важна настороженность по её поводу каждого педиатра – и ведущего амбулаторный приём, и работающего в стационаре.
В том, что такой «открытый урок» во второй раз прошёл в Иркутске, нет ничего странного. Именно наши врачи – доктор медицин-ских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии Иркутской академии усовершенствования врачей Людмила Брегель и кандидат медицинских наук врач-педиатр Владимир Субботин – являются одними из первых успешных исследователей и практиков, бросивших вызов синдрому Кавасаки в России.
Первый урок прошёл год тому назад, когда в Иркутск приезжал, чтобы познакомиться с лечебной практикой иркутских коллег, сам патриарх японской педиатрии, давший «имя» открытой им патологии, доктор Кавасаки. Тогда «Восточка» подробно рассказала и о Егорке – малыше из Ангарска, спасённом интуицией, опытом и талантом наших медиков; и о том, с каким благодарным вниманием слушала такая же, как сейчас, представительная аудитория детских врачей доклад самого профессора Кавасаки о недуге, диагностируемом в Японии намного чаще, чем пока в России.
В нынешнем, втором «открытом уроке» по «расшифровке» тайн синдрома Кавасаки, состоявшемся, как и первый, при поддержке минздрава Иркутской области по инициативе профессора Людмилы Брегель, тоже приняли участие светила педиатрии мировой известности. На симпозиуме выступили профессор кафедры детских болезней Первого московского медицинского университета, одна из ведущих специалистов по ревматическим заболеваниям Галина Лыскина и профессор Джейн Бёрнс, руководитель Центра по исследованию болезни Кавасаки медицинского университета в Сан-Диего в Калифорнии. Их сообщения были далеки от абстрактного теоретизирования. Конкретные случаи из личной практики; способы проникновения в тайны синдрома Кавасаки у постелей хворающих ребят; наконец, рассказ о том, как благодаря современным средствам связи устанавливаются международные контакты и врачи Америки консультируют российских ребят, а педиатры Москвы и Иркутска, не принимая в расчёт огромные расстояния, «смотрят» малышей заокеанского континента, – всё это наполняло нынешний «открытый урок» живым, злободневным смыслом. Что же касается докладов Людмилы Брегель, Владимира Подкаменного, прооперировавшего в прошлом году мальчонку из Ангарска, и Владимира Субботина о консервативном и оперативном лечении инфаркта миокарда при болезни Кавасаки у детей, а также их сообщения об эпидемиологии этого заболевания в Иркутской области, то основаны они на «домашнем» материале. И посему служат предупреждением коллегам, работающим на периферии: наблюдая занедужившего ребёнка, никто из них не гарантирован от встречи с опасным, умеющим хорошо маскироваться синдромом.
После проведённого мастер-класса, во время которого профессор Джейн Бёрнс ответила на десятки интересующих аудиторию вопросов, касающихся диагностирования и лечения болезни Кавасаки, ваш корреспондент задал американскому врачу свой, правда, далёкий от медицинской специфики:
– Почему профессиональный интерес привёл вас именно в Иркутск?
– Потому что именно в Иркутске успешно на мировом уровне работает группа учёных, занимающихся исследованием болезни Кавасаки. И я приехала в Иркутск, чтобы не только рассказать о своём опыте, но и кое-чему поучиться у них…