Небеспечный ездок
Количество происшествий с участием мотоциклистов в регионе выросло в разы. Это обстоятельство взволновало не только представителей ГИБДД, но и байкеров со стажем, которые на неделе в голос заявили о своей озабоченности этим обстоятельством: из года в год число мотоциклистов в городе растёт, а культура поведения на дорогах снижается. В этом году в открытии сезона приняли участие около трёх сотен мотоциклов, на четверть больше, чем в прошлом. А о реальном количестве байков на улицах города никто не возьмётся с точностью сказать, поскольку большинство их владельцев и вовсе предпочитают не регистрировать свои транспортные средства. К числу неофитов байкерского движения можно отнести настоятеля Александро-Невского храма отца Марка. Он единственный в Иркутске священник, которого можно увидеть на мотоцикле, причём в рясе или даже в полном облачении, если прийти на байкерский крестный ход. «Иркутский репортёр» побывал в иркутском храме рядом с заливом Якоби и узнал, что связывает священника с байкерами, какой мотоцикл отец Марк выбрал для себя и что он предпочёл – ездить красиво или быстро.
«Ряса хорошо смотрится»
Детство отца Марка прошло в иркутском посёлке Патроны, где «на мотоцикле не катались, на нём жили», поэтому ничего удивительного в предрасположенности к вождению байка он не видит. Японский чоппер Kawasaki Vulcan Mean Streak 2002 года выпуска куплен два сезона назад. «Двухцилиндровый, лошадей семьдесят две, объём двигателя – полтора литра. Спортивные мотоциклы с литрового двигателя снимают по 150–200 километров в час. А чоппер специально сделан, чтоб на нём ездить не быстро, а красиво. Кстати, это эксклюзивная версия, больше Kawasaki мотоциклов в таком цвете не выпускала (чоппер священника имеет сочный горчичный цвет. – «Иркутский репортёр»)», – рассказывает отец Марк.
Когда-то артист иркутского Театра народной драмы Вадим Семёнов, с которым священник хорошо знаком много лет, купил мотоцикл. «Спрашиваю у Вадима: «Дашь прокатиться?» – «Садись!» Я проехался, сделали несколько фотографий, я тогда сразу сказал, что их необходимо срочно уничтожить! Я выглядел как Дон Кихот на ослике Санчо Пансы. Каждому нужно подбирать свою модель мотоцикла. Себе подбирал большого размера, потому что сам большого размера. Мой единственный вариант — это чоппер, на котором ездят красиво и ряса хорошо смотрится», – шутит священник. К слову, его рост выше среднего едва ли не на две головы.
Как и следовало ожидать, священник в седле чоппера, за исключением класса мотоцикла, имеет мало общего с героями культового американского кино «Беспечный ездок», не похож он и на героев других фильмов «про байкеров». Отец Марк признаётся, что работа поглощает все ресурсы и времени на байкерство остаётся мало: «Вырваться на нём удаётся не часто, основная работа занимает всё время. В силу специфики приходится ездить на микроавтобусе. Этот мотоцикл тяжеловат для города. До Листвянки на нём хорошо проехаться, до Култука. А вообще, ехать на мотоцикле гораздо интереснее, контакт с природой. Единственное – им очень сложно и тяжело управлять».
Поводом отложить повседневные дела для отца Марка являются крупные байкерские мероприятия. Два года подряд 12 сентября, в день памяти святого князя Александра Невского, в Иркутске проходит байкерский крестный ход. Колонна состоит из нескольких десятков мотоциклов с пассажирами-священнослужителями и прикреплёнными иконами. В прошлом году ход начался от Александро-Невского храма, прошёл через плотину, район аэропорта и центр города. За мотоциклетный сезон в Иркутске обычно бывает четыре-пять крупных интересных тусовок, говорит отец Марк. В этом году он уже принял участие в открытии мотосезона, которое, кстати, удивило многих иркутских байкеров-старожилов.
Проблема новой волны
Из года в год количество мотоциклистов в городе растёт. По словам чоппериста и одного из руководителей портала bikeroff.ru Феликса Миля, в этом году в открытии сезона приняли участие порядка трёх сотен мотоциклов: «Мы увидели, что в стан байкеров прибыло просто немереное количество людей. С прошлого сезона их число увеличилось примерно на семьдесят человек, раньше таких резких скачков не было». Массовый наплыв «молодняка» моментально сказался на статистике ГИБДД Иркутска.
По информации начальника ведомства Вячеслава Жилкина, в прошлом году в апреле не было зарегистрировано ни одного ДТП с участием двухколёсных, в мае произошло три таких аварии. При этом с начала тёплого сезона – 2011 зафиксировано 13 происшествий с мотоциклами, за рулём которых были взрослые, и пять аварий с участием детей на скутерах. Травмы различной тяжести получили 18 человек. В связи с резкими колебаниями статистики в понедельник в Иркутске развернули операцию «Мотоцикл». К четвергу инспекторы выявили 26 нарушений правил дорожного движения, допущенных владельцами двухколёсной техники. Задержать мотоциклиста-нарушителя очень сложно, признают в ГИБДД. К мотоциклам нельзя применять спецсредства, например шипы, которые используют для остановки автомобилей, по закону их нельзя преследовать из соображений безопасности.
Зная это, многие мотолюбители без труда уходят от ответственности за нарушения, просто не останавливаясь по требованию гаишников. «Во вторник работали на дороге, чтобы остановить мотоциклиста, цепью выстраивались, как Вицин, Никулин и Моргунов», – говорит Вячеслав Жилкин. Многие свидетели таких необычных событий решили, что на байкеров начались гонения, сами мотоциклисты по традиции предупредили товарищей об операции через SMS-рассылку.
Как констатируют в ГИБДД, самым распространённым нарушением стало управление незарегистрированным мотоциклом, попадались также водители без шлемов и машины без техосмотра. Некоторых байкеров без документов доставляли в милицию для выяснения. В целом, по оценке главы иркутского ГИБДД, из всех мотоциклистов не больше трети имеют права категории «А», регистрацию и пройденный техосмотр. Нарушителями и участниками аварий в большинстве случаев становятся молодые люди в возрасте 20–25 лет.
По правилам
По словам отца Марка, проблема новой волны неопытных мотоциклистов всерьёз заботит умудрённых байкеров, которые всеми доступными средствами пропагандируют трезвость за рулём и соблюдение правил. Сам же священник после покупки мотоцикл зарегистрировал, получил страховку, талон техосмотра, и с водительскими правами у него всё в порядке. «Люди, которые ходят в храм и с которыми я общаюсь, относятся к старейшим байкерам. У них, как правило, проблем тоже нет», – подтверждает священник.
Отношение пешеходов и автомобилистов к байкерам, конечно, нельзя назвать однозначным. Некоторые ими восхищаются или завидуют им, кто-то пугается или ведёт себя агрессивно в отношении двухколёсного на дороге, кому-то мотоциклисты просто безразличны. Но нельзя отрицать, что в сознании обывателя есть сложившийся образ байкера как огромного бородача в косухе с шипами, имеющего проблемы с алкоголем и законом, и вообще страшного маргинала.
У отца Марка таких представлений нет: «Когда я вплотную столкнулся с байкерами в полном смысле этого слова, то сделал для себя много удивительных открытий. Шаблоны и стереотипы неверны. Байкеры из моего круга знакомств – разношерстные люди и в подавляющем большинстве хорошие мужья и отцы». Более того, священник уверен, что байкерские структуры схожи с церковью и казачеством «способностью самообъединяться и представлять из себя силу, что у людей, неспособных на это, вызывает раздражение и зависть». Сам он не скрывает, что в том числе и при его участии сближаются байкеры и церковь: в Иркутске проходят совместные крестные ходы, а в мае у входа в Александро-Невский храм была открыта мемориальная доска, посвящённая памяти байкеров, погибших на дороге.