издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Амплуа – герой

Александру Ильину присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации»

  • Автор: Светлана ЖАРТУН, для «Восточно-Сибирской правды»

Редкие премьеры Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова последних лет обходятся без участия Александра Ильина. В «Гамлете» он коварный и расчётливый Клавдий, в «Ромео и Джульетте» – брат Лоренцо, в «Снах Ермолая Лопахина» по пьесе «Вишнёвый сад» – Лопахин, в «Горячем сердце» – Аристарх. Впрочем, перечислять роли Александра Ильина – занятие непростое, за тридцатилетний стаж работы их накопилось столько, что сразу все и не вспомнишь.

Небрежности или неточности в трактовке того или иного образа у Ильина не бывает. С  молодости актёру помогала внешность: лицо с тонкими чертами, лучистые голубые глаза и  стройная фигура. Когда Ильин впервые вышел на сцену драматического театра в роли Ромео (спектакль «Ромео и Джульетта»), зал ахнул – актёр был олицетворением романтического героя Шекспира. Он был сдержан в роли, казалось, Ромео пытался скрыть страсти, бушующие в его сердце, благородство происхождения не позволяло проявляться  темпераменту. 

Между тем Александр Ильин из простой семьи, однако дед его был цыганом. Глядя на Ильина, трудно поверить, что  у актёра в жилах течёт буйная цыганская кровь, но именно она помогла мальчишке, окончившему восемь классов средней школы, поступить в театральное училище. Он сплясал цыганочку и так «щёлкал» руками о голенища сапог, что затмил всех абитуриентов. 

Артист сегодня с благодарностью вспоминает своих педагогов – режиссёра Бориса  Райкина и актрису Людмилу Темиряеву, которые выучили его профессии, привили любовь к театру и труду. Что ни говори, а одного таланта актёру маловато, необходимы трудолюбие и терпение в работе, умение оправдывать режиссёрские задачи, какими бы парадоксальными они ни казались. Актёрская профессия зависимая, проявляться свободолюбием в ней трудно. Но это во время репетиций, на сцене же именно свобода помогает актёру быть слитым с ролью, являть зрителям  образ, который может быть полной противоположностью личностному «я».

В актёрском мастерстве Александр Ильин – яркий приверженец психологического театра. Он не пользуется гримом, не пытается передать  роль пластическими изломами, меняется  только внутреннее состояние героев. В одних спектаклях они проявляются  легкомыслием и бесшабашностью, в других – философским состоянием души, вдумчивым и осмысленным отношением к жизни.

Природа наделила Ильина феноменальной памятью: роли он не учит, слова сами запоминаются, становятся на момент репетиций лексиконом актёра, набором тех выражений, которые идут от автора. В общей сложности Ильин сегодня, растворяясь в сотнях лиц своих героев, взял от каждого лучшее, выработал умение блестяще говорить, держаться как настоящий джентльмен, быть благородным, лёгким в общении.

Ильин стал лидером в актёрском коллективе, героем по амплуа и ролям, которые играет на сцене. У его персонажей, бывает, и слов-то немного, как, например, у Прохожего в спектакле «Старший сын» по пьесе Вампилова, но этот Прохожий – настоящий герой  среди людей одиноких, обречённых на тягостное существование. Он стучит в музыкальные тарелки, дудит в пионерский горн, заявляя тем самым: «Посмотрите, я живой, я тоже стражду любви!»

В последней премьере «Горячее сердце» по пьесе Островского Аристарх Ильина –  единственный герой в спектакле, который способен к милосердию, пониманию ближнего. Актёр будто играет самого себя, умеющего дружить с молодыми коллегами, быть верным товарищем, любящего дядю для детей родной сестры. Если с Александром Витальевичем случайно встретишься на улице, перебросишься парой слов, весь день   на душе спокойно. За короткие минуты он может «подзарядить» энергией добра и света.

Сегодня Александр Ильин – мастер сцены, и подтверждение тому – долгожданное присвоение ему почётного звания «Заслуженный артист России».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры