Богучанский форсаж
В Законодательное Собрание Иркутской области внесён законопроект, определяющий порядок переселения людей из зоны наполнения водохранилища Богучанской ГЭС. Депутаты признают, что документ вышел «сырым», к тому же он вызывает нарекания со стороны муниципальных властей. Однако принять его планируют в ускоренном порядке уже 29 июня. В противном случае он вступит в силу только в октябре, тогда как наполнение водохранилища начнётся уже 1 декабря.
«Вопрос непозволительно затянут, и у нас не остаётся лимита времени для того, чтобы спокойно и рассудительно рассматривать проект в традиционном режиме чтений, мы вынуждены делать это в каком-то режиме чрезвычайщины, – так председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Иркутской области Юрий Фалейчик подвёл итоги заседания 31 мая. – Этот момент требует фиксации, потому что и два года назад, и год назад мы говорили об одном и том же, а ситуация не изменилась до сих пор. Как выяснилось, законопроект с ноября пролежал не внесённый в Законодательное Собрание, а теперь мы вынуждены, будучи зажатыми в угол, принимать решение». Этим словам Фалейчика предшествовала почти полуторачасовая дискуссия, которую при всём желании не назовёшь вялой. Вызвал её проект закона «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению».
Больше людей, меньше площади
За этим витиеватым названием скрывается документ, который должен определить порядок переселения людей из Усть-Илимского района, участок которого окажется под водой при заполнении ложа водохранилища Богучанской ГЭС. То есть жителей посёлков Кеуль и Невон, деревни Тушама и части Усть-Илимска, точное число которых до сих пор не установлено. Как пояснил министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Александр Орешков, в случае переселения им будет предоставляться новое жильё, компенсация утраченного недвижимого имущества (нежилые помещения и земельные участки) и проезда до нового места жительства. Площадь квартир, которые полагаются переселенцам, будет зависеть от количества людей, постоянно проживавших в затопленном или подтопленном доме, от принципа «квадрат за квадрат» пришлось отказаться. Одному человеку будет предоставляться 33 кв. м жилой площади, двум – 42 кв. м, трём и более – по 18 кв. м на человека, при этом стоимость новой квартиры никак не будет связана с ценой затопленного помещения. Такую норму предполагается ввести как для собственников жилья, так и для тех, кто проживает в нём по договорам социального найма. Она будет распространяться и на тех, кто живёт в домах, собственность на которые не определена, а в случае с обитателями общежитий или служебных квартир новоё жильё будет предоставляться по нормам, распространяющимся на специализированный жилой фонд.
Кроме того, если в собственности у переселенца есть здания и сооружения помимо жилых домов, а также земельные участки, он может претендовать на денежную компенсацию, которую выдают в случае добровольного отказа от права собственности на эти строения и участки. Она определяется, исходя из инвентарной стоимости (затрат на возведение, реконструкцию или приобретение строения), за вычетом суммы фактического износа и кадастровой стоимости. При этом в законе есть оговорка, что при предоставлении жилого помещения в собственность из компенсации вычитается инвентарная стоимость жилья. В случае если она превышает размер компенсации, денег переселенцу не выдают. Помимо этого в законе предусмотрена возможность получить участок в Усть-Илимском районе из земель областной или муниципальной собственности взамен затопленного. Ко всему этому переселенцам полагается компенсация затрат на переезд на новое место жительства и провоз до него 1 тонны багажа по железной дороге, водным или автомобильным транспортом (кроме такси) или затрат на ГСМ при перевозке на собственной машине.
Разработчики закона – Институт законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского – также придумали, как избежать злоупотреблений с количеством зарегистрированных в затопляемых посёлках жителей. Для этого предусмотрена процедура подтверждения факта постоянного проживания в зоне наполнения ложа водохранилища: власти запрашивают информацию о наличии у граждан, зарегистрированных на этой территории, регистрации в других населённых пунктах, права собственности на жильё на других территориях и т. д. Вдобавок будет создана специальная комиссия, которой надлежит обследовать жилые дома в затопляемых посёлках. По завершении работы она должна будет составить акт и указать в нём наличие или отсутствие проживающих по данным адресам, личных вещей и количество кроватей или других предметов мебели, предназначенных для сна. На основании этих данных будет определяться площадь квартир для переселенцев. Приобретать их предполагается за счёт федерального бюджета: в 2011 году в нём предусмотрена субсидия для Иркутской области в сумме 844 млн. рублей, ещё 1,388 млрд. будет заложено в 2012 году.
Александр Орешков заметил, что для покупки или строительства нового жилья необходимо около 1 млрд. рублей, но окончательная цифра станет известна только после того, как будет готов актуализированный проект ложа БоГЭС. «Мы задавались вопросом о невозможности получения федеральных средств в этом году, но в ходе разговоров с представителями Министерства регионального развития было решено, что мы не будем дожидаться проекта, прошедшего госэкспертизу, – рассказал министр. – Как только будет разработана и согласована с Минрегионом программа переселения, мы сразу получаем 844 миллиона». Тем не менее председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и бюджетному законодательству Сергей Курилов подчеркнул, что необходимо ещё предусмотреть средства на компенсации, а определить их сумму без сведений об имеющихся у людей в собственности земельных участков невозможно. «Представьте, придёт человек к Владимиру Сергеевичу (Ташкинову, мэру Усть-Илимска. – «СЭ») и скажет: «Давай участок, мэр», – привёл он простой пример. – Тот обратится в областное правительство, а там ответят, что деньги дадут только тогда, когда будут дополнительные доходы бюджета». Поэтому председатель бюджетного комитета готов «поднять руку за законопроект» только в том случае, если будут гарантии выделения средств на денежные компенсации.
«В режиме чрезвычайщины»
Мэр Усть-Илимского района Виталий Хомяков предложил вообще не выносить законопроект на рассмотрение ЗС на июньской сессии, а сначала доработать его с учётом всех замечаний, коих набралось немало. Например, депутат ЗС Валерий Лукин обратил внимание на то, что список домов для переселения составлен по старому проекту подготовки ложа водохранилища БоГЭС. Это подтвердил и директор Института законодательства и правовой информации (ИЗПИ) Алексей Петров, осторожно заметив, что после актуализации проекта (она должна завершиться к 1 сентября), «возможно, потребуются уточнения».
Депутатов также заинтересовало, почему предусмотрен норматив в 33 кв. м на человека. Заведующая отделом правовой информации ИЗПИ Светлана Праскова пояснила, что нормативы были заимствованы из аналогичного закона в Красноярском крае, к тому же учитывалась максимально возможная учётная норма жилья, существующая в России. Фалейчика заинтересовало, готов ли жилой фонд для переселения людей из зоны подтопления. Министр строительства и дорожного хозяйства сообщил, что пока есть «несколько организаций, которые готовы предоставить жильё и ведут разведку и консультации» по этому вопросу. «Вы профессиональный строитель, и я тоже строитель в очень далёком прошлом, мы с вами прекрасно понимаем, что от разведки до акта ввода дома в эксплуатацию – дистанция определённого размера, которую ни ужать, ни превратить в ночь или три дня невозможно, – заметил явно не удовлетворённый таким ответом парламентарий. – Учитывая, что в графике, который вы нам дали, переселение начинается с 1 июля, рассуждать сегодня о том, что идёт разведка, не очень корректно». Поэтому министерству посоветовали к 29 июня – дню, когда состоится последняя перед парламентскими каникулами сессия ЗС, – представить список квартир, куда можно переселить людей из зоны затопления.
Председатель комитета по законодательству о природопользовании настаивает и на том, что необходимо составить перечень свободных земель сельхозназначения, участки которых предполагается выдавать взамен затопленных. Он также полагает, что необходимо пересмотреть механизмы определения денежной компенсации, чтобы заменить инвентарную стоимость, для определения которой нужен бухгалтерский баланс, на восстановительную или договорную стоимость. Однако в ИЗПИ с этим не согласны, поскольку другие механизмы могут признать коррупциогенными. А председатель постоянной комиссии по бюджету и финансово-экономическим вопросам Думы Усть-Илимска Олег Кочановский усомнился в том, что статьи законопроекта о предоставлении жилья и компенсации за утраченное имущество соответствуют 35-й статье Конституции РФ, где сказано, что «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Петров, однако, подчеркнул, что при переселении из зоны затопления речь идёт о добровольном отказе от имущества, а отказа переезжать, «наверное, не должно быть с точки зрения интересов гражданина, раз ему предоставляется возможность урегулирования данного вопроса». Между тем на необходимости внесения в законопроект поправок настаивает мэр Усть-Илимского района, который считает, что следует пересмотреть положения об обязательном доказательстве фактического проживания в зоне подтопления, норме провоза багажа и о том, что при наличии квартиры или дома в другом населённом пункте жильё переселенцам не предоставляется. «Надо это или убрать из закона, или внести поправки», – сказал он.
Комитет по законодательству о природопользовании склонился в сторону второго варианта: было решено вынести законопроект в первом чтении на рассмотрение сессии ЗС 8 июня, а затем внести в него поправки и принять его в окончательном виде 29 июня. Пойти на такой шаг, как подчеркнул Фалейчик, пришлось из-за недостатка времени: наполнение водохранилища БоГЭС начнётся уже 1 декабря 2011 года (до отметки 185 м – так территорию Иркутской области подтопляет при паводках), а переселение людей необходимо начать в третьем квартале нынешнего года и завершить в первом квартале следующего года. «Предварительно возникло мнение, что мы в состоянии решить те сложности и проблемы, которые озвучили в процессе; если бы такого убеждения не было, мы бы не рискнули принимать концепцию», – добавил он. А для того, чтобы при этом учесть интересы всех сторон, было решено сформировать рабочую группу, в которую вошли бы представители правительства Иркутской области, ИЗПИ, местных властей, региональной прокуратуры и управления Министерства юстиции РФ.