Зуб на ритейлеров
Продуктовые магазины Иркутской области поплатятся за некачественный товар
Прокуратура Иркутской области обнародовала результаты проверки качества и безопасности продуктов в 60 крупных торговых предприятиях. Испорченные рыба и мясо, просроченные творожные сырки, полуфабрикаты, вызывающие отравление, – вот неполный список нарушений в магазинах. По итогам проверки 117 человек привлечены к административной ответственности, двое – к уголовной. В прокуратуре призвали потребителей самостоятельно обращаться в надзорные органы, чтобы «подстегнуть торговые сети к более качественной работе». Впрочем, сами покупатели, по словам экспертов, пока не спешат отстаивать свои права. Даже если нашли зуб в булке хлеба или презерватив в бутылке пива.
Ни рыба ни мясо
По поручению областной прокуратуры Роспотребнадзор и Ветнадзор проверили более 60 предприятий розничной торговли. Грубые нарушения были выявлены во всех магазинах. «Не оказалось ни одной организации, где бы соблюдались все нормы. В основном продавцов «ловили» на продуктах с истёкшим сроком годности», – рассказала «Конкуренту» прокурор отдела контроля за исполнением законодательства в социальной сфере прокуратуры Иркутской области Алёна Пласкеева. Распространённым нарушением оказалось также несоответствие продуктов микробиологическим и санитарно-химическим показателям. Более того, продавцы намеренно вводили покупателей в заблуждение относительно качества товара, срока годности и даты изготовления, отметили в прокуратуре.
География нарушений тоже оказалась широкой. В Братске и Слюдянском районе у продавцов изъяли полтонны просроченной мясной и рыбной продукции, которая продавалась без документов, подтверждающих её качество. Особенно отличился братский магазин сети «Бонус», где шла торговля испорченной рыбой и просроченными яйцами и мясом. «Кроме того, санитарное состояние холодильников магазина было признано крайне неудовлетворительным. Мероприятия по ежедневной уборке, дезинфекции и микробиологическому контролю не проводились», – сообщили в прокуратуре. В Черемхове продавался белый хлеб, у которого отсутствовали документы, подтверждающие его качество и безопасность.
Формат цивилизованной торговли
Иркутские супермаркеты стали безусловными лидерами по количеству некачественных продуктов. Массовые нарушения, по данным прокуратуры, были зафиксированы в сетях «Вулкан», «О’кей», «Слата», «Цезарь», «Бонус и Поляна», «Багира». К примеру, в супермаркете «Вулкан» продукты хранились в антисанитарных условиях, кроме того, на всю крупу и свежемороженую рыбу отсутствовали документы, подтверждающие качество. «Специалисты произвели отбор проб арахиса. По заключению экспертизы ядро арахиса имело прогорклый вкус, затхлый запах, следы жизнедеятельности насекомых, наблюдалось присут-ствие плесени», – добавила Алёна Пласкеева. Кроме того, в продаже в «Вулкане» находилось 115 килограммов животноводческой продукции (к примеру, мясной фарш), о производителе которой не было информации. По словам Пласкеевой, сроки годности наносили сами продавцы, а фактически дата выработки не отображалась. «На некоторой продукции имелись две наклейки супермаркета – одна от 3 марта, другая от 3 апреля, то есть работники магазина самостоятельно продляли срок годности. А у самих продавцов не было медицинских книжек», – отметила прокурор.
Многочисленные нарушения были зафиксированы и в гипермаркете «О’кей», где хранилось полцентнера рыбной продукции с истёкшим сроком годности, а на продажу были выставлены просроченные салаты. А на Пасху продавалось около пяти тысяч куриных яиц, на которые не было ветеринарных сопроводительных документов. Сети «Слата», «Цезарь», «Бонус и Поляна», «Багира» торговали полуфабрикатами, в том числе собственного производства, которые не отвечали санитарно-эпидемиологическим требованиям. Как заключила Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория, употребление таких блюд может вызвать пищевую токсикоинфекцию.
Центральный рынок Иркутска и торговый центр «Сезон» тоже не остались без внимания Роспотребнадзора и Ветнадзора. В частности, на рынке продавались глазированные творожные сырки, срок годности которых истёк полтора месяца назад, а агрофирма «Ангара», по утверждению проверяющих, реализовывала свежий редис из Израиля под видом собственного. В целом овощи и фрукты на рынке было сложно идентифицировать: импортный товар приходит либо с документами на иностранном языке, либо вообще без них. В итоге был установлен частичный запрет на продажу таких овощей и фруктов. В «Сезоне» основные нарекания вызвали корейские салаты: нигде не были указаны дата и час их изготовления, а также срок годности.
Не все йогурты одинаково полезны
В результате проверок торговым сетям вынесли 45 представлений об устранении нарушений закона. К административной ответственности привлечены 117 юридических и должностных лиц. По словам Алёны Пласкеевой, общий объём штрафов ещё неизвестен, поскольку не по всем административным делам уже вынесены решения. Однако юридическому лицу в подобном случае грозит штраф на сумму от 10 до 50 тыс. рублей либо административная приостановка деятельности на 90 дней, а должностному лицу – штраф всего лишь на три–пять тысяч рублей. Более жёсткие меры предприняли в Саянске в отношении недобросовестных продавцов, которые торговали просроченными продуктами. В отношении торговцев возбудили уголовные дела по части 1 статьи 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Причём одна из продавцов уже предстала перед судом, была признана виновной в продаже испорченного йогурта и оштрафована. Аналогичные прецеденты могли быть и в остальных случаях, если прокуроры на других территориях по примеру Саянска тоже направили бы материалы проверок в следственные органы, отметила Пласкеева. Она добавила, что из-за действующих ограничений надзорные органы не могут проверять продуктовые магазины чаще, чем это позволяет нынешнее законодательство. «Поэтому хотелось бы, чтобы граждане обращались с жалобами и тем самым подстёгивали торговые сети к более качественной работе», – заключила прокурор.
Тем не менее клиенты не спешат жаловаться на магазины, которые продали им испорченный товар, считает начальник отдела по защите прав потребителей Иркутска Виктор Низовцев. Обращений по таким поводам – единицы, но и те в основном касаются супермаркетов. «Не знаю, с чем это связано, потому что вообще-то это формат цивилизованной торговли», – отметил эксперт. По его словам, большинство людей предпочитают выкинуть просроченный продукт или вернуть за него деньги, не придавая огласке эти случаи. В результате нарушений со стороны торговли становится всё больше, отношение к покупателям – безответственнее. До компенсации вреда, нанесённого некачественными продуктами, доходит только в вопиющих случаях. Однако и они решаются почти всегда во внесудебном порядке. «Через наш отдел ни разу не подавали иски по продуктам, хотя по некоторым случаям прослеживается чёткая судебная перспектива, – отметил Низовцев. – Например, недавно иркутянин обнаружил в хлебе зуб. Конечно, потребителю неприятно и тяжело. Тем не менее он удовлетворился официальными извинениями представителя производителя. Может быть, ему что-то ещё выплатили, но, в общем, в суд он не пошёл».
Другой случай произошёл с иркут-ским пенсионером, который скушал орехово-соевую конфетку, где обнаружилось массивное вкрапление стекла. В итоге он сломал себе зубной протез. Но ему оплатили восстановление протеза и выдали небольшую сумму. Или ещё пример: в булочке оказался камень, и женщина сломала зуб, но и ей возместили расходы на лечение. Среди экзотических претензий, благополучно разрешившихся для иркутян, Низовцев назвал проволоку в шоколадке, окурок в банке тушёнки и оригинальное резинотехническое изделие в бутылке пива. В случае если производитель или продавец отказывается возместить ущерб, стоит пойти в суд, уверен Низовцев, но при этом надо понимать, что в среднем компенсация составит всего две-три тысячи рублей.