18 и больше
Вынесен приговор участникам убийства заместителя прокурора Братска
В четверг, 19 мая, Иркутский областной суд вынес приговор восьми обвиняемым по громкому делу об убийстве первого заместителя прокурора Братска Александра Синицына, совершённом в 1999 году. По этому поводу была собрана срочная пресс-конференция с участием руководителей трёх структур, связанных с расследованием резонансного дела: начальника управления ФСБ в регионе Игоря Ахримеева, и. о. главы Следственного управления Следственного комитета по Иркутской области Аллы Никоновой и руководителя ГУ ФСИН в Приангарье Павла Радченко. Все трое были довольны исходом процесса. Однако подчеркнули, что на смену получившим законные сроки преступникам уже пришло новое, более дерзкое поколение.
Решением Иркутского областного суда бывший начальник УВД Братска Владимир Утвенко, признанный инициатором убийства Александра Синицына, получил 18 лет колонии строгого режима. Экс-депутат Братской Думы Вадим Моляков осуждён на 25 лет, так же как и исполнитель преступления Олег Борисов. Бывший координатор ЛДПР в Иркутской области Виктор Загородников – на 20 лет. Присяжные признали его с Моляковым виновными в пособничестве при создании банды и организации убийства.
Остальные члены банды: Александр Курилин, Александр Калентьев, Эдуард Машин и Дмитрий Шевченко – приговорены к 25, 24 и 23 годам заключения соответственно.
«Торжество закона победило», – повторила несколько раз в течение пресс-конференции Алла Никонова. «Все восемь наших подсудимых, часть из которых являются «непростыми» людьми, получили заслуженные сроки наказания», – сказала она. По мнению Никоновой, «очень рады этому приговору не только жители области, но и следственные, прокурорские работники», поскольку наказаны убийцы их коллеги. Она подчеркнула, что убийство, совершённое 5 января 1999 года, «всегда стояло на контроле у правоохранительных органов». Хотя расследовалось более десяти лет.
Весной 2001 года предварительное следствие по делу о преступлении приостановили в связи с тем, что за два года расследование не дало результатов. После создания следственного комитета в 2007 к делу вернулись и поставили его на контроль, сказала Алла Никонова. Создали аналитическую группу из наиболее опытных работников СК, ФСБ и уголовного розыска. К тому времени было наработано 45 томов дела.
– Группа решила, что надо перепроверить версии, выдвинутые на первоначальном этапе расследования, – сообщила Никонова. – К тому времени исполнитель убийства Олег Борисов и ещё пятеро соучастников отбывали наказание за другие преступления. Их стали допрашивать, те начали давать показания. В итоге в 2008 году были арестованы Утвенко, Моляков и Загородников.
Участники пресс-конференции неоднократно подчёркивали факты давления на тех, кто участвовал в «распутывании» громкого убийства. «В процессе расследования и рассмотрения дела мы чувствовали, как преступная среда продолжает защищаться, а иногда и переходит к откровенным атакам, компрометируя деятельность правоохранительных структур», – заявил Игорь Ахримеев.
Его слова подтвердил Павел Радченко, который пожаловался, что недоброжелателями «были созданы специальные сайты, выпущены заказные газеты, сняты фильмы», компрометирующие деятельность СИЗО. Радченко показал высокую осведомлённость о подобной киноиндустрии.
– Вначале вышел «Момент истины» про бывшего мэра Слюдянки Сайкова, потом в феврале 2011-го был снят фильм «Иркутск. СИЗО. Территория пыток», а дней пять назад выложен в Интернет ещё один фильм – полная версия пыток в следственном изоляторе. Профессионально снято, – оценил Радченко. По его сведениям, лента обошлась участникам примерно в 300 тыс. долларов и готовилась специально к вынесению приговора Молякову и компании: якобы в конце апреля фильм, записанный на диски, раздавался возле суда присяжным заседателям.
«Но за время нахождения в СИЗО никто из подсудимых не подал ни одной жалобы на действия администрации изолятора, – подчеркнул Радченко. – Хотя в общей сложности за два с половиной года ими было подано более девятисот жалоб». Как бы то ни было, теперь Молякову и компании придётся сменить условия СИЗО на быт колонии.
– Мне сложно оценить, какой ущерб этот приговор нанёс нынешней преступности в области, однако хочу заметить, что ещё в 2003 году, когда были арестованы две группировки Братской ОПГ, в Иркутске и Братске перестали стрелять в день по три раза, убивать и расстреливать по восемь человек, – отметила Никонова.
Однако сейчас подросло другое поколение, которое относит себя к Братскому преступному формированию, сказала она. По её информации, эта ОПГ насчитывает свыше двухсот человек. Пока они ещё молоды и не осмеливаются совершать громкие преступления, хотя уже сейчас можно сказать, что это люди, способные на «более дерзкие преступления», нежели совершались раньше. «Но все они находятся у нас в поле зрения», – подчеркнула Алла Никонова.