Высшая степень признания
Статус Академии исключительно за выслугу лет не присуждается
До последнего времени, а точнее до марта текущего года, в России было три государственных медицинских академии последипломного образования: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. В конце предыдущего месяца на сайте Рособрнадзора появилась информация о том, что приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №735 от 24 марта 2011 года Иркутский государственный институт усовершенствования врачей признан прошедшим государственную аккредитацию с установлением государственного статуса по типу «образовательное учреждение дополнительного профессионального образования» вида «академия» и последующим наименованием «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
В переводе с протокольного штампа на нормальную лексику это значит, что Иркутский ГИУВ достиг высшей степени признания в области медицин-ского последипломного образования. Новый статус не только даёт ему право повышать квалификацию или профессионально перепрофилировать практикующих медиков, но и обязывает к активной научной работе, а также к подготовке в своих стенах современного поколения научно-педагогических кадров. И при всём при этом он ещё должен являться координационным центром для медицинских учебных заведений по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию в Сибирском федеральном округе.
Просто шагнув с одной ступеньки иерархической лестницы на более престижную, взять такую высоту невозможно: статус Академии «за выслугу лет» не присуждается. Чтобы такая цель была достигнута, потребовался осмысленный, взаимно согласованный взгляд на перспективу руководства института и всего коллектива вуза.
Впервые её сформулировал ровно четыре года назад заслуженый деятель науки РФ, заслуженный врач РФ, профессор, доктор медицинских наук Владимир Шпрах, когда на общеинститутской конференции был избран ректором ГИУВа. Тогда, в марте 2007 года, выступая перед коллегами, он первым и впервые заговорил об академическом статусе их учебного заведения как о вполне достижимой реальности. «Только, – добавил он, – для этого нужно наше общее стремление».
И вот на календаре всё тот же первый месяц весны. Только четыре года спустя. Решением коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в России появилась четвёртая государственная медицинская академия последипломного образования – иркутская.
– Владимир Викторович, обретение руководимым вами вузом статуса академии – достойный итог прошедших четырёх лет. Признайтесь, он ведь не стал для вас сюрпризом?
– Сюрпризом, конечно, решение Рособрнадзора не стало. Потому что Иркутский государственный институт усовершенствования врачей по многим показателям давно приблизился к академическим требованиям. В прошлом году ГИУВ прошёл плановую государственную аккредитацию ещё в статусе института. Но уже в нынешнем Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, проанализировав всю педагогическую, научную и лечебную деятельность, возвела его в ранг академии.
– Академический статус предполагает какие-то особые параметры?
– Да, и очень жёсткие. Они регламентируют значительно большее, чем в институте, количество в коллективе «остепенённых» преподавателей, в том числе докторов наук и профессоров; предусматривают постоянное издание больших объёмов учебно-методической и научной продукции. Все эти требования оказались нашему вузу по плечу. Скажу конкретнее. Всего в России 20 разнопрофильных академий последипломного образования, в числе которых и три медицинские. Так вот, по «остепенённости» преподавателей мы занимаем в этой академической двадцатке лидерское второе место: 91,4% наших педагогов имеют учёную степень доктора или кандидата наук. В нашем коллективе 32 процента профессоров и докторов наук, а это значит, что интеллектуальный уровень вуза, безусловно, соответствует понятию академического. И по остальным аккредитационным показателям мы в пятёрке сильнейших. Кстати, в прошлом году, ещё не став академией, вуз получил сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001:2008, подтвердившей, что таковая в нашем институте признана соответствующей стандарту ISO 9001:2008 в отношении разработки оказания услуг в сфере дополнительного профессионального и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также научной и инновационной деятельности.
– Речь идёт не только о лекционных курсах, читаемых врачам, которые приезжают на повышение квалификации или на переподготовку?
– Конечно! Формы работы с нашей аудиторией многообразны. Не забывайте, наши слушатели – это специалисты, уже имеющие большой стаж работы и приезжающие за новыми медицинскими знаниями. У нас действуют учебный центр по оказанию первой медицинской помощи и два тренажёрных класса, в которых осваиваются приёмы лёгочно-сердечной реанимации, в том числе новорождённых и детей раннего возраста. Через эти классы в обязательном порядке должны проходить все наши слушатели, независимо от их врачебного профиля. У нас открыты фантомный класс, в котором совершен-ствуются врачи-стоматологи, и четыре компьютерных класса для обучения слушателей и для базисного, промежуточного и заключительного тестирования усвоенных ими знаний. Ведь только так можно узнать, станет ли приобретённая в вузе информация реальным подспорьем врачу, когда он после окончания обучения вернётся к своим пациентам. Следовательно, только так можно определить, насколько успешно решает наш коллектив свою главную задачу – приобщает практическую медицину к достигнутым сегодня в мире новациям лечебного дела.
– Новый статус, наверное, внесёт какие-то коррективы в жизнь вуза?
– Да, конечно, он подвигнет нас на дальнейшую разработку самых современных методик преподавания. Ещё будучи институтом, наш вуз первым в России предложил и начал реализовывать на практике модель продолженного пятилетнего последипломного образования врачей первичного звена – прямо на местах их повседневной лечебной практики. Разработана система дистанционного обучения: видеолекции, видеосеминары, цифровые информационные технологии. Сегодня эта модель осуществляется в городской больнице Шелехова. Став академией, мы постараемся «подключить» к дистанционному обучению врачей Братска, Ангарска, Усолья-Сибирского. Но это, как понимаете, один из пунктов программы-максимум, диктуемой нам жизнью. Вообще же о чём бы ни шла речь: о научных разработках на кафедрах; о лечении сложных пациентов в стационарах, на базе которых наши кафедры развёрнуты; о разработке новых лекционных курсов, – отныне возможный для коллектива уровень только единственный – академический.