Апрельские тезисы
Иркутской области предстоит удержать достигнутые параметры и показатели
Апрель 2011 года в истории Иркутской области будет отмечен короткими яркими событиями, потребовавшими длительной подготовки, – визитом президента Российской Федерации в Иркутск, проведённым президентом заседанием президиума Государственного совета и первым посланием губернатора Законодательному Собранию.
Области поставили задачу
Программа пребывания президента в Иркутске была составлена таким образом, что большинство жителей областного центра не только не почувствовали особых неудобств от ограничения проезда по центральным улицам, но и вообще не заметили ничего необычного. Дмитрий Медведев беседовал с губернатором, посетил уникальный спортивный объект, встретился с сотрудниками Центра профилактики наркомании и активистами общественных организаций, проехал немного по городу и даже заглянул в произвольно выбранный двор – всё произошедшее не затронуло в городе никого, кроме непосредственных участников событий. Которых, по понятным причинам, связанным с требованиями безопасности и общей насыщенностью визита событиями, было немного.
Если для большинства жителей области встреча с президентом – не-сбыточная мечта, то для руководства областного центра эта встреча могла быть и реальным событием, и полезным уроком. Во время беседы с губернатором Дмитрий Медведев отметил, что по сравнению с тем, что он видел в 90-е годы, Иркутск изменился к лучшему, но изменился недостаточно. Даже из того немногого, что можно было увидеть в ходе официального визита, президент сделал вывод, что социальные учреждения будут работать, потому что это обязанность ре-гиональных властей, а вот «развитие общегородской инфраструктуры, инфраструктуры отдыха, спортивных объектов, просто предпринимательской среды» возможно только при условии развития малого бизнеса, который, в свою очередь, требует внимания и опеки со стороны региональных властей. Президент отметил, что Иркутском всегда занимались крупные компании, в современных условиях этого недостаточно и власти должны стимулировать развитие малого предпринимательства, в том числе через программы занятости населения.
Трудно сказать точно, что знает об этой проблеме президент, но поставленная им задача в Сибири решается всё труднее. Рост тарифов на электроэнергию, о котором губернатор говорил на заседании Государственного совета в марте в Республике Хакасия, пока не остановлен, теперь же он ещё сопровождается ростом цен на бензин. В сумме только эти два фактора уже порождают панические настроения в среде бизнесменов и руководителей муниципальных образований, которые рапортуют в областное правительство о резком увеличении счетов за услуги ЖКХ, а также все остальные работы, выполненные в рамках муниципального заказа. Предприниматели, в свою очередь, увеличивают цены не от хорошей жизни, они всего лишь пытаются компенсировать накладные расходы, увеличившиеся во всей экономической цепочке от производителей электроэнергии и тепла до потребителей конечного продукта. Очевидно, что в нынешней ситуации вряд ли можно вести речь об увеличении численности малых предпринимателей, получении дополнительных доходов в виде налогов и в рамках соглашений о социальном партнёрстве – хорошо будет, если удастся удержать достигнутые параметры и показатели.
Впереди Сибири всей
О том, что делается в этом направлении и что планируется сделать в ближайшее время, губернатор говорил во время своего выступления перед 31-й сессией Законодательного Собрания 20 апреля. Дмитрий Мезенцев начал свой отчёт с констатации: благодаря принятым правительством и Законодательным Собранием мерам область не только благополучно прошла кризис 2009 года, но и вышла в 2010-м на новые рубежи – начался рост промышленного производства, область получила самый высокий кредитный рейтинг за всю свою историю, удалось снизить государственный долг и даже увеличить ввод жилья. Правда, признал губернатор, рост в строительстве был достигнут за счёт прошлых заделов (и при весьма существенном вмешательстве правительства в дела строительных организаций), а темпы этого роста, как и уровень жизни жителей области, нельзя считать удовлетворительным, но при нашей структуре промышленности ждать быстрой реализации инвестиционных проектов и мгновенной отдачи от капиталовложений не приходится.
Дмитрий Мезенцев в своём послании остановился и на других безусловных успехах региона. В последние годы в области существенно повысилась рождаемость и снизилась смертность (особенно материнская и младенческая), объём инвестиций вырос в прошлом году сразу на 40%, уровень безработицы – 2%, это ниже не только общероссийского, но и аналогичного показателя в соседних регионах. В Красноярском крае, например, где губернатор Лев Кузнецов выступал с точно таким же посланием 21 апреля, удержать бюджет в нормальном состоянии удаётся только с помощью самых жёстких дисциплинарных мер, а уровень безработицы составляет 2,2%.
Кстати, несмотря на то что Красноярский край занимает первое место в Сибирском федеральном округе по объёму инвестиций (прирост в прошлом году составил 20%), они идут в основном в добычу полезных ископаемых. Задачи, стоящие перед областью и краем, в принципе совершенно одинаковые: увеличение глубины переработки сырья, увеличение доли инновационной продукции, активное участие в федеральных программах и проектах по улучшению инвестиционного климата. Очереди в детские сады в крае примерно такие же, как у нас, большая часть возводимого жилья (в крае строят около миллиона квадратных метров в год) уходит на различные программы переселения – из северных районов, из зон затопления, из ветхого жилья, так что на рынке ситуация немногим отличается от положения в Иркутской области. Благоустройство населённых пунктов – проблема не менее актуальная, оба губернатора посвятили этой теме примерно равное количество времени и эмоций.
Губернатор признал наличие некоторых проблем в отношениях и с депутатами Законодательного Собрания, и с населением области. Он заверил депутатов, что стремится к сохранению того партнёрского духа, которым характеризовались отношения между правительством и законодательной ветвью власти с первых дней работы Дмитрия Мезенцева на посту главы региона. Чтобы выстроить отношения с гражданами, нужно сделать намного больше. Отчасти ситуацию может исправить Дорожный фонд области, который – по предварительным оценкам – сможет аккумулировать более 6 млрд. рублей. Если вся эта сумма будет направлена на улучшение качества дорог, если расходование средств и качество строительства и ремонта будут постоянно находиться под контролем (как правоохранительных органов, так и депутатов), то уже в ближайшие годы качество дорог области может кардинально измениться, а настроения в обществе – улучшиться.
Нам не жить друг без друга
В теории игр существует так называемая «задача о сделках»: два (или более) участника процесса распределения благ должны договориться о пропорции распределения, причём в том случае, если договорённости достигнуть не удаётся, никто ничего не получает. Похоже, что в Иркутской области сейчас сложилось так называемое «равновесие Нэша» – тот случай задачи о сделках, когда ни один игрок не может улучшить своё положение, если предварительно не договорится с двумя другими. Если губернатор и депутаты не найдут общий язык, жизнь в области, понятное дело, будет парализована (тем более что в мае планируется внести поправки в бюджет области), но и в том случае, если обе ветви власти не смогут в ближайшее время найти общий язык с гражданами, нас не ждёт ничего хорошего.
В том, что проблема недостатка коммуникации существует, сомневаться не приходится. В апреле милиция всё-таки задержала «убийц из Академгородка», но добровольная народная дружина, не имеющая к своему существованию никаких юридических оснований, отказалась распускаться и продолжает патрулирование района. Можно по-разному объяснять это решение, но одно из самых главных заключается в том, что граждане, которые и раньше не особенно доверяли правоохранительным органам, теперь получили на практике подтверждение предположению, что милиция с преступностью не справится даже после переименования, а вот граждане, объединив усилия, вполне на это способны. Положительным моментом можно считать и принятое в апреле решение министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике приступить к разработке программы профилактики экстремизма, но если бы министерство прислушалось к СМИ и общественности на пару лет раньше, ему не пришлось бы разрабатывать эту программу в заведомо патовой ситуации: участники праворадикальных националистических групп проходят уже по пяти или шести уголовным делам о нападениях и убийствах, а их численность можно скромно оценить в несколько сотен более или менее активных участников.
Ещё один повод усомниться в эффективности органов власти – в данном случае муниципальных – появился после того, как дирекция по подготовке к празднованию 350-летия Иркут-ска разместила на своей странице опрос на тему «Что было бы для вас самым ценным подарком на юбилей города?». Ответы «Хорошие дороги», «Новая Нижняя набережная», «Комплексная реставрация фасадов и скверов города» и «Ледовый дворец спорта» набрали более 500 голосов каждый, в то время как «Большой праздничный салют» и «Большой праздничный концерт» не дотянули и до 300 голосов вместе взятые. Между тем, судя по состоянию дел на объектах, именно с концертом и салютом проблем не будет, в то время как к ремонту дорог никто даже не приступал. Ссылки на плохую погоду вряд ли полезны: как раз в тот день, когда погода показала себя с самой худшей стороны и изрядная часть горожан сидела без электричества, а автомобилисты не могли проехать и полсотни метров, городские власти себя никак не проявили. Разбирая сложившуюся в области ситуацию (по предварительным подсчётам, без электричества оказались свыше 63 тысяч жителей области, было парализовано движение на трассе М-53), губернатор подверг критике работу дорожной службы и её руководителя. Он мог бы не останавливаться и продолжать перечисление тех, чья работа оказалась крайне неэффективной, ещё довольно долго.
В апреле состоялось очередное заседание градостроительного совета области, в ходе которого губернатор – по-прежнему не склонный повышать голос на «младших по званию» – в очередной раз пытался донести до своих собеседников мысль о необходимости завершить разработку градостроительной документации в установленные правительством РФ сроки. Отчасти задержки в разработке документации объясняются объективными причинами (недостатком средств и специалистов в первую очередь), но есть и субъективные – отсутствие систематического контроля и давления со стороны правительства области в том числе. С небольшим запозданием в апреле в области объявлено о создании совета по энергоэффективности, в перспективе крайне полезного для области учреждения. Главное – не забывать о взаимовыручке и обоюдной пользе: нельзя все проблемы и издер-жки оставлять одной стороне, а прибыль и бонусы – другой.