издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зачем нужна грамотность

В прошлую субботу, 23 апреля, в Иркутске прошёл Тотальный диктант – городская добровольная контрольная работа по русскому языку, собравшая 259 участников от 10 лет до 81 года. Две трети из них в итоге оказались двоечниками. Чем остались очень недовольны. Некоторые даже принялись требовать если не сатисфакции, то хотя бы апелляции. Полезли в словари, достали пыльные учебники с полок. Чем очень обрадовали организаторов диктанта, ведь целью его было не выставление «неудов», а повышение интереса к родному правописанию.

Тотальный диктант – это такая масштабная проверка грамотности. Её могут пройти любые люди, не утратившие интереса к русскому языку: хоть школьники, хоть пенсионеры. Впервые диктант состоялся 11 марта 2004 года в Новосибирске – его идея и воплощение принадлежат студенческому клубу гуманитарного факультета областного госуниверситета «Глум-Клуб». А в этом году событие впервые «пошло по стране» и даже вышло за её пределы: самопроверку устроили жители Новосибирска, Иркутска, Барнаула, Красноярска, Тюмени, Самары, Кемерова, Екатеринбурга, Абакана, Брянска, Снежинска и даже Бостона (там диктант писали несколько русскоговорящих студентов Массачусетского университета). 

В Иркутске диктант проходил в аудиториях факультета филологии и журналистики госуниверситета. Пришло 259 человек – это очень хороший результат, оценила координатор проекта в городе Людмила Домбосова. 

– В первый раз, когда диктант проходил в Новосибирске, участвовали 150 человек, а у нас сразу на 100 больше, – сказал она. –  Хотя вообще мы были готовы принять и 400 любителей русского языка, но вариант, который сложился, был идеальным. Иначе было бы слишком тесно. 

От 10 и старше 

Аудитории, в которых проходила добровольная проверка грамотности, и правда были полностью забиты: пришедшие сидели по трое за партой. Мой сосед слева, 31-летний врач одной из частных клиник Виталий, сообщил, что диктантов не писал уже 15 лет, с окончания школы. «Думаю, орфографических ошибок у меня не будет, а вот насчёт знаков препинания немного переживаю», – поделился он ожиданиями. 

Самым молодым из грамотеев оказался 10-летний ребёнок, а самым пожилым – 81-летний мужчина. Средний возраст участников равнялся 28 годам, хотя самих по себе 28-летних людей было мало, отметила Людмила Домбосова. Диктант вообще почему-то больше заинтересовал людей старшего поколения, сказала она. «Например, у нас одна аудитория почти полностью состояла из бабушек и дедушек». 

Один из таких борцов за грамотность, 72-летний Валентин Фёдорович Гаврилов, несмотря на свою незрячесть, тоже решил стать участником проекта. 

 – Я услышал по радио об этом диктанте, о том, что мероприятие направлено на повышение интереса к русскому языку, и понял, что нужна массовость, – сообщил он. – И пришёл. 

Диктант Валентин Фёдорович писал на специальной печатной машинке, которую для этого принёс с собой. «Очень хороший текст, – оценил он, сдав свою работу. – Достаточно сложный в композиционном смысле. Автор просто умница». 

Урок русского в субботу себе устроили не только иркутяне: некоторые люди приехали из Ангарска, Усолья-Сибирского и Черемхова. 

Восьмиклассница из Усолья Лиза Яковлева уговорила поучаствовать ещё и свою маму. «Интересно проверить грамотность, – заметила девушка.  –  Я ведь не знаю ещё, на кого поступать,  теперь думаю, может, на филолога». 

Великий и могучий 

«Русский язык – самый сложный, увлекательный и прихотливый на свете», – обратился с монитора компьютера к участникам тотальной проверки грамотности известный российский писатель и публицист Дмитрий Быков, написавший текст специально для этого всероссийского урока правописания. Традиция создания оригинального произведения к Тотальному диктанту началась в прошлом году с Бориса Стругацкого, который задался вопросом «В чём причина упадка русского языка и есть ли он вообще?». Тот диктант сдали на проверку 2396 человек. В этом году желающих, как видно, оказалось в два раза больше. 

Собравшимся раздали бланки, на которых нужно было написать возраст, род занятий и кодовое слово – чтобы никто, кроме выполнявшего работу, не смог увидеть её результатов. Имя и фамилию можно было писать не свои – так обеспечивалась анонимность, если кому-то она была важна. В результате, кстати, в ряды участников затесались Арнольд Шварценеггер, Михаил Лермонтов, Клеопатра и Александр Пушкин. 

«Нет ничего более увлекательного, чем испытание, которое ты устраиваешь себе сам, а не то, что подкидывает судьба, – подбодрил Дмитрий Быков собравшихся в аудиториях людей. – Ведь то, что меня не убивает, делает меня сильнее. А русская орфография как раз относится к таким прекрасным вещам». 

– Все правила в произведении Дмитрия Быкова можно найти в школьной программе, – предупредила старший преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания ИГУ Людмила Рябинина, диктовавшая текст в нашей аудитории. – Есть такое расхожее понятие – «авторские знаки», здесь их нет. Абсолютно всё объясняется структурой предложения и смысловой насыщенностью. Предложение прочитывается полностью, затем записывается по частям, после этого ещё раз слушается от начала до конца. Как в любой школе. 

Мы выдохнули, достали ручки и приступили к диктанту. 

Опять двойка 

«Вопрос о том (за) чем нужна грам__отность обсуждается широко и при/е___страс___но, – так начинал рассуждать Дмитрий Быков в «диктантном» тексте «Орфография как закон природы». –  Казалось бы (сего) дня когда даже комп__ютерная програм___а способна выправить не только орфографию но и смысл от (средне) статистического рос__иянина (не) требуется знания бе___числен___ых и порой бес___мыслен___ых тонкостей родного правописания», – продолжил он. 

Диктант, на создание которого, по признанию самого Быкова, ушло 20–30 минут, не даёт покоя российским грамотеям уже несколько дней. Когда стали известны результаты тотальной проверки, многие люди (в том числе и автор этой статьи), до того уверенные, что хотя бы четвёрку они заработают, вдруг обнаружили, что знание родного правописания хромает несколько больше, чем ожидалось. 

Из  4770 участников двойки получили 3116 человек. В Иркутске работы сдали 256 участников, и 185 из них заработали «неуд». 60 человек, и я в их числе, оказались троечниками, десять людей – хорошистами (кстати, среди них корреспондент изданий «Восточки» Екатерина Арбузова). Отличница одна – студентка ИГУ Дарья Масленкова. 

«Много орфографических ошибок было допущено в написании слов «почерк»,  «расписка», «неписаное», «интеллигентность», «сымитировать», – сообщили организаторы. У последних двух слов оказалось по пять-шесть вариантов написания, а в «почерк» многие почему-то посчитали нужным вставить букву «д». 

«Считаю свою «2» несправедливой»

Народ от таких результатов обалдел и, конечно, стал возмущаться. «Считаю свою «2» несправедливой, так как посмотрела другие оценки, например, 3 орфографических ошибки и 10 пунктуации и оценка «3». А у меня лишь 1 орфографическая, ну и 10 пунктуации», – на полном серьёзе пишет некая Анастасия на сайте «Тотального диктанта». С такими, как Анастасия, спорят, объясняют правила русского языка и доказывают необходимость их немного повторить. «Оценка, полученная на Тотальном диктанте, никак не коррелирует с уровнем интеллекта писавшего, – доказывают организаторы акции грамотности в словесных баталиях на сайте. – Мы ни в коем случае не хотим пристыдить кого-то или поделить общество на грамотных или неграмотных. Цель нашего мероприятия – просветительская. Не нужно уходить в ПТУ или стреляться из-за двойки. Лучше почитайте комментарии к тексту, приходите на знакомство с работами, попытайтесь выяснить, где и почему вы сделали ошибки».

В итоге люди действительно полезли в словари, стали заново штудировать учебники, советоваться и обсуждать русскую грамматику в социальных сетях – в общем, результат налицо. 

Ажиотаж, поднятый диктантом, даёт организаторам основания предполагать, что в следующем году его участников будет ещё больше. «Не менее восьми тысяч человек!» – дают прогнозы некоторые. Хочется надеяться, что львиную долю этой цифры обеспечит Иркутская область. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры