издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кровавая работа

Суд вынес приговор 34-летнему иркутянину, который совершил тройное убийство, чтобы устроиться на работу

Во вторник, 26 апреля, Иркутский областной суд вынес обвинительный приговор 34-летнему Вячеславу Кузнецову, в июле 2004 года расстрелявшему в Иркутске троих сотрудников компании «Фартстрой». Кузнецов получил 18 лет лишения свободы, пять из которых он должен будет провести в тюрьме. Гособвинение удовлетворено вердиктом, однако считает, что «точка в этом деле не поставлена, ведь впереди самый важный процесс – против предполагаемого заказчика преступления». Им, по мнению Следственного комитета по Иркутской области, стала мать убийцы, 61-летняя пенсионерка Наталья Кузнецова, которая сейчас знакомится с материалами своего уголовного дела.

Путаница в показаниях 

Пострадавшая сторона – родственники убитых мужчин – заняла в небольшой комнате судебных заседаний почти все стулья. А мать убийцы на заседание не явилась. «Я удивлена: сегодня почему-то Натальи Ивановны не было, – заметила гособвинитель Татьяна Перевалова. – Как-то, видимо, она узнала о том, что здесь будут СМИ, и не захотела себе такой популярности». 

В отношении Натальи Кузнецовой уголовное дело выделено в отдельное производство: она подозревается в организации убийства, которое совершил её сын. А по делу Вячеслава Кузнецова женщина проходит как свидетель. Так что официально называть её заказчиком преступления нельзя, хотя сам подсудимый в своих первоначальных показаниях обозначил именно эту её роль. 

– Когда в декабре 2009 года Вячеслав Кузнецов был задержан, он признал свою вину и назвал остальных соучастников преступления: сообщил, что стрелял вместе с ним господин по фамилии Цехановский (он умер в ноябре 2004 года), а заказчиком этого убийства стала его мать, Наталья Кузнецова, – сообщила Татьяна Перевалова. 

– Однако позже Кузнецов дважды менял свои показания и попросил в конце концов, чтобы на суде присутствовали присяжные, – рассказала Марина Лебедева,  мать 27-летнего менеджера по продажам ООО «Фартстрой» Дмитрия Тройнова, оказавшегося жертвой убийц. По её словам, в присутствии присяжных Кузнецов вдруг стал категорически отказываться от любых обвинений, а в последнем слове даже попросил прощения у своей матери. 

«Убирать всех, чтобы не осталось свидетелей»

Тем не менее вердиктом коллегии присяжных заседателей от 21 апреля этого года Вячеслав Кузнецов был признан виновным в совершении умышленного убийства троих человек, совершённого по предварительному сговору из корыстных побуждений (ст. 105, ч. 2, пункты «а», «ж», «з»). 

Окончательный обвинительный приговор Кузнецову был вынесен 26 апреля судьёй Иркутского областного суда Вячеславом Поправко. По мнению суда, 14 июля 2004 года с 19:30 до 20:30 Кузнецов и Цехановский «по указанию лица, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство» расстреляли из двух пистолетов калибра 9 мм всех людей, находившихся в помещении офиса ООО «Фартстрой» на улице Трактовой, 9. Целились в головы и грудные клетки, так что все жертвы погибли на месте. Ими оказались генеральный директор фирмы 39-летний Борис Грицай, коммерческий директор Сергей Романенко и менеджер по продажам Дмитрий Тройнов. 

Суд отметил, что Кузнецов это сделал, «чтобы лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, смогло встать на руководящую должность в фирме Грицая», а сам убийца смог устроиться в «Фартстрой» на работу.  Ранее Следственный комитет сообщал, что госпожа Кузнецова находилась в дружеских отношениях с женой Бориса Грицая и намеревалась завладеть его компанией. 

– Когда мы смотрели по телевизору сообщение о задержании Кузнецова, по всей видимости, кто-то из журналистов задал ему вопрос: в офисе находились невинные ребята, зачем надо было убивать их? А он ответил: «Я спросил у матери, и она мне сказала убирать всех, кто там будет, чтобы не осталось свидетелей», – сообщила после суда Марина Лебедева.

По её словам, погибший Дмитрий Тройнов успел отработать в компании только три недели и даже не был устроен официально: подменял отсутствовавшего сотрудника. В тот вечер, когда произошло убийство, он обещал своей жене вернуться с работы пораньше, однако не приехал. 

– Димина супруга приехала ко мне очень взволнованная, и мы весь вечер звонили на работу, – рассказала она. – Потому что я так воспитывала сына, чтобы он всегда сообщал, когда приедет. Он никогда не подводил: если говорил, что с 11 до 12 будет дома, в это время и был. А это стало первым случаем в нашей жизни, когда сын не пришёл вовремя. Помню, в 11 часов ночи на его работе взял трубку какой-то мужчина и спросил, кто мы. А утром, в полдевятого,  к нам приехали и сообщили, что Дима погиб. 

«Своеобразная женщина» 

За это убийство Вячеслав Кузнецов получил восемнадцать лет лишения свободы, пять из которых будет отбывать в тюрьме, а оставшееся время – в колонии строгого режима. Вячеслав Поправко подчеркнул, что суд учёл смягчающие обстоятельства: «наличие на иждивении у Кузнецова двух детей несовершеннолетнего и малолетнего возраста, признание им своей вины и активное способствование в ходе предварительного расследования раскрытию преступления, изобличению и уголовному преследованию других участников». 

Марина Лебедева сказала, что она рассчитывала на большее наказание, потому как «прокурор изначально настаивал на пожизненном». 

– Присяжные посчитали, что убийца заслуживает снисхождения, потому что это было его первое преступление, – отметила она. – Не знаю. Тяжело терять близких людей, тем более что это мой единственный сын, он такой талантливый был, музыку писал, видеоклипы делал, в футбол играл. Когда человек погибает, защищая близких, родных, это легче, наверное, принять. А тут настолько нелепо. Это очень больно. 

Татьяна Перевалова, впрочем, уверена, что присяжные объективно разобрались с делом. 

– Но точка в этом деле не поставлена, – сказала она. – Впереди ещё самый важный процесс – против предполагаемого заказчика преступления. 

По информации Переваловой, Наталья Кузнецова находится под подпиской о невыезде: в конце 2009 года после признательных показаний её сына она была задержана и несколько месяцев провела в СИЗО, но после, из-за того что ознакомление Кузнецовой с уголовным делом в отношении неё самой затянулось, суд посчитал, что держать её под стражей нецелесообразно. 

– Кузнецова – очень своеобразная женщина, – отметила Татьяна Перевалова. – После убийства она  вошла в доверие к вдове Грицая и убедила её передать себе бизнес, устроила туда своего сына. Сейчас, когда всё открылось, начала судебные тяжбы против наследников компании и даже выигрывает дела, поскольку по документам она действительно проходит как генеральный директор. Впрочем, будучи допрошенной при присяжных, Кузнецова заявила, что никогда гендиректором в «Фартстрое» не была. 

Окончательно разобраться в этом деле, как надеется гособвинитель, поможет суд, который вскоре пройдёт над Натальей Кузнецовой. По оценкам прокурора, уголовное дело по обвинению женщины в организации тройного убийства отправят в суд уже на следующей неделе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры