Гуляющие сами по себе
В выставочном центре им. Рогаля начала работу выставка под названием «Кошки». Она проходит в рамках совместного проекта Иркутского художественного училища и выставочного центра «Ступени творчества» и посвящена Дню смеха.
Название проекта символичное. И символ – на поверхности тех самых ступеней, которые ведут на третий этаж Дома Рогаля. Картины располагаются в лестничных переходах и пролётах: все выше, и выше, и выше. Поэтому смотреть экспозицию можно как снизу вверх – поднимаясь к вершинам творчества, так и сверху вниз – опускаясь в его глубины. И так хорошо, и этак. А с «Кошками» особенно, они ведь существа загадочные. Именно такими их увидели студенты-второкурсники отделения живописи.
Впрочем, кроме кошек нарисованных, на выставке присутствуют и четыре мягких зверя: в стеклянной витрине расположились сшитые котейки – коричневый, чёрный, полосатый и… розовый. Последний не только самый романтичный, но и самый хитрый. Своими глазами-пуговицами котейки пристально наблюдают за посетителями, но при этом, конечно, имеют своё мнение насчёт происходящего.
У кошек так принято – иметь своё мнение. Недаром у каждой из них в предках та самая киплинговская кошка, которая гуляет сама по себе.
Иркутские же кошки, собравшиеся в Доме Рогаля, весьма разнообразны. Вот мартовские коты Юрия Ушакова, расположившиеся на крышах домов. В лукошке свернулись чёрный и белый коты (того же автора), отчего получился известный Инь-Янь. Кто, как не кошка, наиболее полно подходит к философии этого знака?
Другая пара кошек – Софьи Бодиловской: «Воспоминание» и «Впечатление». Сразу видно, что кошками автор впечатлён. Причина подобной впечатлительности как раз в воспоминаниях, с кошками связанных, и кроется. Так рождается образ.
У Анны Лапиной образ рождается из точек, мазков – её «Радужный кот» почти импрессионистский, на чёрном фоне его разноцветность выглядит особенно привлекательно.
Очарователен испуганный котёнок с картинки «Банный день» Снежаны Чернышевой. Он завёрнут в пелёнку, его только что выкупали, и весь образ на поверхности: ничего сложного и надуманного, и вся выразительность картинки передаётся через глаза.
Кошачьи глаза вообще очень экспрессивны. Не случайно на трёх небольших картинках просто кошачьи глаза, без лишних деталей. Они выполнены пастелью, которая может быть очень выразительной и насыщенной при правильном подходе. Именно глаза в первую очередь видны на портрете Снежаны, который называется «Я – кошка». Глаза здесь пока (или уже) человеческие, и посадка головы, и сама повадка, но превращение уже началось: девушка трансформируется в кошку или кошка – в девушку, это не так важно. Важнее то, что миг превращения запечатлён.
По большому счёту, это ведь и есть цель искусства – в ответе на известную гётевскую сентенцию «Остановись, мгновенье, ты – прекрасно!».
Вот и кот Васька мгновение всё же остановил: самого Васьки на картине нет. Он всего лишь разлил краски и расшвырял кисти, а ниточка следов уводит за раму картины: куда убежал – не важно, главное – «Здесь БЫЛ Васька».
Зато на картине Виктории Руденко, отсутствуя, присутствует дама. Она как бы есть, но только в тех деталях, которые важны для кошки: колени, чтобы на них лежать, и руки, которые будут гладить.
Кристина Шульц представила целую серию акварелек «Моей кошке Читке посвящается». Размытые пятнышки краски превращаются в пластичную и удивительно живую кошку-игрунью или, в зависимости от настроения, кошку-мечтательницу.
Кошки ведь тоже умеют мечтать. Хотя, как пела в своё время Жанна Агузарова, «кошки не похожи на людей. Кошки – это кошки…». Это не помешало Алексею Лычагину нарисовать пару совершенно очеловеченных котов. «Вегас-кэт» только что выиграл крупную сумму в покер. Он – зеленоглазый счастливчик, знающий толк в удаче. А вот «Бывалый» на удачу не полагается. Он знает, что в этой жизни можно рассчитывать только на себя. Бывалый – он философ, смотрит со своего чердака в мир и в никуда. Что отражается в его глазах – это можно только придумать, домыслить, досочинять.
Такое желание рождается при размышлении над картиной Ивана Мясникова «Квинканкс». Она похожа на иллюстрацию к сказкам Иманта Зиедониса, в которых – «камни умеют летать, это точно…».
Умеют ли летать кошки – это ещё вопрос. Зато они умеют показывать беззаботность – как на картине Виктории Павлович, умеют дремать одним глазом, а другим бодрствовать – как мистер Пушистер Елены Шапошниковой.
Они, кошки, вообще много чего умеют. А ребята, которые их нарисовали, уже начинают уметь.
Уметь видеть, уметь схватывать, уметь передавать, уметь переосмысливать. Собственно, перечисленные умения и называются – быть художником. На художника можно выучиться, но без перечисленных умений художником не стать.
И ребята, организовавшие выставку «Кошки» (которая будет экспонироваться в выставочном центре В. Рогаля до конца апреля), это понимают.