Ответственность за базар
«Мы живём не по закону, а по справедливости, потому что закон – он для всех, а справедливость – для каждого!» Наверное, каждый русский не единожды пользовался этой фразой как оправданием для своих поступков. Но то, что мы живём не по закону, в результате привело нас к тому, что мы стали жить по понятиям. Об этом мне пришлось задуматься, когда на днях побывал в колонии №19 для «первоходов» – осуждённых к длительным срокам по «тяжёлым» статьям, но впервые.
Несколько лет назад я написал статью про то, что наши дети живут по понятиям. Во дворах эти понятия знают все и вынуждены им следовать. Страшно, что регламент их соблюдения прописан до каждой мелочи. Ну, например, обычная ситуация с «мобилой»: «Дай позвонить!» – «У меня мобильника нет!» – «А если найду?» Вы знаете, что враньё стоит дороже «мобилы», а агрессор не должен сам шарить по карманам. Найдёт – и бедному «ботанику» засчитают «косяк», за который он добровольно отдаст телефон и ещё останется должен денег. Ему назначат «стрелку», на которую он не может не прийти – выждав «людское время», минут пятнадцать, отпущенные на допустимое опоздание, ему «включают счётчик» и житья бедной жертве уже не будет. Вы не знаете? В любом дворе это знают все.
Блатная романтика у нас в стране сегодня основной жанр героики. Радио «Шансон» правит бал. По каналу НТВ идут в течение всего светового дня отечественные криминальные сериалы. Воров в законе Япончика, Сильвестра, Васю Бриллианта, Деда Хасана знают все. Вспомните, пожалуйста, знаменитого опера, сыщика, судью.
Приблатнённая «феня» звучит с экранов. Из любопытства включите на пять минут реалити-шоу «Дом-2», где показывают совершенно обычных молодых людей, строящих свои отношения. То есть выражающихся «на камеру» так же, как в жизни. «Я вот ей этого не говорил, а она меня за базар подтянуть хочет», – мрачно бурчит быковатого вида герой. «Что ты мне тут за голые слова предъявляешь? Ты мне по факту предъяви!» – вопит в каком-то бытовом скандале простоватого вида девушка, неотличимая от других обезьянок проекта. Это я услышал за короткий промежуток, пока переключал каналы во время рекламы. Господи, как же они там общаются, в этом замкнутом пространстве, похожем на добровольную зону!
На самом деле это стало настолько привычным, что я и не обращал на такие мелочи внимания – как и все. Пока не побывал в колонии для «первоходов». Следует объяснить, что год назад все колонии разделили по каким-то внутренним признакам, и подобные учреждения возникли для того, чтобы впервые осуждённые не набирались криминальных талантов от более продвинувшихся по этой стезе рецидивистов. Но сидят, повторюсь, в этой колонии только по тяжким и особо тяжким статьям – убийства, распространение наркотиков, педофилия…
Началось с того, что в компьютерном классе мне захотелось сделать снимок: рука в татуировке, с «перстнями» на клавиатуре. Оказалось, татуировок нет. Потому что паханов нет, понятий нет, «отрицалова» нет. Срок отбывать приходится долгий, работа добровольная, за неё платят, а просто на пятой точке двадцать лет сидеть – с ума сойдёшь. Тогда я стал разговаривать с людьми про образ тюрьмы на воле. И они рассказали мне странные вещи.
Пользоваться «феней» здесь – плохой тон. Потому что люди себя уважают и разговаривают нормальным языком. Нет «петушиных» углов, все равны. Есть, правда, десятый отряд, где собраны инвалиды и старики, но это из другой оперы. А главное, здесь никто не поёт блатных песен и не слушает радио «Шансон». Мне показывали программу собственного кабельного ТВ – нет там никакого блатняка, обычная попса из телевизора.
– Понимаешь, всё плохое собирается в СИЗО, – сказал мне один бытовой убийца, не рассчитавший удара во время пьяной драки, срок – девять лет, шесть уже за плечами. – Туда свозят всех подряд, и приходят туда люди, на воле насмотревшиеся этих сериалов, наслушавшиеся шансона и составившие собственное представление. Они думают, что есть какие-то понятия, какие-то блатные, мужики и прочие сословия. И в СИЗО стараются вести себя соответственно. То есть получается, что режиссёры этих сериалов сами себя пугают какой-то чушью, людей пугают и подростков на этом воспитывают. И когда кинодеятелю в подъезде по башке такой юный отморозок даст обрезком трубы, то кого винить, как не себя? Это он воспитал отморозка, а не какой-то блатной мир.
И вселенная перевернулась у меня перед глазами. Потому что передо мной в колонии № 19 для осуждённых к длительным срокам заключения по особо тяжким статьям стоял нормальный разумный человек, а вечером того же дня по телевизору в реалити-шоу «Дом-2» будут показывать обычных свободных молодых людей, которые больше всего напоминают мелкую урлу на нарах. А мораль этой истории… А морали-то у этой истории и нет.