Незакрытый пуп Земли
Курум, пинго, булгуннях, газолитокластитовый или магматический вулкан, метеоритный след, подземный ядерный взрыв – всё это Патомский кратер. Учёные уже заявили, что патомский феномен может стать «маркером» месторождений нефти, газа и золота. Если дело пойдёт так дальше, то как бы для комплекта там же не обнаружили и алмазы. Пока кратер мирно спал в заснеженной бодайбинской тайге, в Санкт-Петербурге вокруг него кипели научные споры. Более 70 учёных из разных городов, а с ними и спикер СФ Сергей Миронов, собрались, чтобы подвести итоги научно-исследовательской экспедиции «Патомский кратер – 2010».
Иркутск на конференции в Санкт-Петербургском государственном горном университете представляли директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев, академик РАЕН, заведующий отделом Института геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН Виктор Антипин, академик МАН и АН высшей школы РФ, профессор ИГУ Виктор Исаев, профессор ИрГТУ Александр Дмитриев. Все трое – доктора геолого-минералогических наук. Здесь же был единственный из участников экспедиций, побывавший на кратере четыре раза, Дмитрий Семёнов. Были геофизики из Екатеринбурга, учёные из Санкт-Петербурга и Москвы. Были и организаторы экспедиции-2010 – «великий выпускник» горного университета, ныне председатель СФ Сергей Миронов и руководитель группы компаний «Метрополь» Михаил Слипенчук.
Коварные замыслы Голубова
Два года назад кратер породил прямо-таки детективную историю. Зачинщиком был кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник Института динамики геосфер РАН Борис Голубов. Когда-то на конференции по Тунгусскому метеориту Сергей Язев показал ему фото Патомского кратера. «Я понимаю впечатление Колпакова (геолог Вадим Колпаков – первооткрыватель кратера. – Авт.), когда он это увидел, – до сих пор поражён Голубов. – Ну не вписывается ни в ландшафт, ни в геологию это произведение рельефа. А у нас закралась одна мысль тогда, мы её особо не афишировали». В 2008 году радиохимический отряд москвичей отправился на кратер. «Мы взялись за эту работу, попросту говоря, как слепые котята, ещё ничего не зная о Патомском кратере», – отметил Голубов. И признался: хотя официально отряд работал просто над радиохимическим анализом пород кратера, на самом деле «коварно» искал другое. «Чем чёрт не шутит, у нас закралась мысль: не являлось ли это военными учениями?» – признался Голубов. В качестве примера он привёл фото термоядерного взрыва «Кристалл» в 70-х годах в Якутии. «После этого взрыва на глубине 98 метров образовалось озеро, и бог знает, была ли там центральная горка или нет. Здесь было озеро, сейчас оно накрыто саркофагом, который напоминает Патомский кратер», – загадочно сказал учёный. Впрочем, сразу же опроверг свою версию: «Уже в Иркут-ске стало ясно, что дендрохронология дала возраст 300–500 лет». «Военная» гипотеза после этого отпала. Радиохимический анализ, сделанный пока не так качественно, как хотелось Голубову, показал, что к кратеру приурочены максимальные концентрации полония-210, изотопа радона-222 и несколько повышенные содержания трития, изотопа водорода. Это означает, что кратер «дышит», обладает повышенной геодинамической активностью.
Борис Голубов, пожалуй, один из немногих, кто пока не исключает, что в бодайбинскую тайгу мог упасть метеорит. По крайней мере, вопрос с астропроблемой он не хочет закрывать. Он напомнил, что основными доказательствами против метеоритной версии называют отсутствие импактных (возникших вследствие удара космического тела) элементов в породах. И форму кратера с центральной горкой. Он привёл в пример книжку по глубокому бурению в Пучеж-Катунской импактной структуре, опубликованную в 1999 году в Питере. 80-километровый в поперечнике Пучеж-Катунский кратер под Нижним Новгородом имеет, как ни странно, центральную горку. И его считали вулканом, пока не было проведено глубокое бурение более 5 км и не найдены наконец импактиты.
В атаку на вулкан
Впрочем, геохимики и геофизики всё больше и больше склоняются к версии, что Патомский кратер породила сама Земля. Сейчас существует по меньшей мере шесть научных версий, что же это за загадка такая. Наш земляк Виктор Антипин продолжает настаивать: мы имеем дело с магматическим вулканом. Он считает, что около 500 лет назад на Патомском нагорье начался вулканогенный процесс. В самой первой стадии, когда вулкан только-только зарождается, идёт мощная газовая продувка. А уж потом, на другой стадии, – и пепел, и вулканические бомбы. Затем по каналу отправляется и лава. По мнению Антипина, когда-то газ выбросил наверх огромное количество глыбового материала, древних пород, образованных в протерозое. О выбросе свидетельствуют известняки, сланцы, песчаники, которые явно претерпели на себе изменения, вызванные газовыми или флюидными компонентами. Но потом эндогенный процесс почему-то замер и ни пепла, ни бомб, ни лавы не пошло. Поэтому нет никакого следа вулканических пород.
«В атаку» против магматической версии ринулся Борис Голубов. «Да, валовый состав пород кратера характеризует геологические процессы их формирования в протерозое, но переносить его на процессы, связанные с морфологией, рельефом, не вполне правомерно, – считает учёный. – Что бы ни стало причиной образования Патомского кратера – вхождение космического тела, или углеводороды, или мантийные флюиды, – если они проходили по жерлу, в любом случае должны были остаться следы на поверхностях отдельных глыб, которые соприкасались с этим веществом. Нам представляется, что именно анализ этих «корок» и может прояснить природу кратера». Однако Борис Голубов признался, что московские геохимики так пока и не поработали над этими «корочками».
Имея на руках один мобильный хроматограф, ещё один иркутский учёный, профессор Виктор Исаев, сумел создать гипотезу, которая вызвала бурное обсуждение. Он назвал Патомский кратер «газолитокластитовым вулканом». Его основная движущая сила – это газ метан, считает учёный, он и выбросил «литос» – камни и «кластиты» – обломки. Профессор полагает, что мы имеем дело с неким «аналогом» грязевого вулкана, однако однозначно называть его грязевым нельзя, ведь излияния грязи не было. Однако по морфологии вулкан очень напоминает грязевый: центральная горка похожа на пробку в грязевом вулкане, выдавленную на поверхность аномально высоким давлением газов. Анализ показал: углеводород присутствует даже в тех пробах, которые были отобраны между глыбами Патомского кратера. Можно сделать вывод, что вулкан «дышит». «И я удивился, что кто-то до меня уже сказал эту фразу, – заметил Виктор Исаев. – Углеводороды представлены полностью – этан, метан, пропан, и-бутан, н-бутан, и-пентан, н-пентан. Непредельных углеводородов мы не обнаружили вообще, это означает, что все газы глубинные, не поверхностные, не почвенные».
Вулкан окружён со всех сторон нефтяными и газовыми месторождениями на расстоянии 200–300 км, продуктивные горизонты которых представлены теми же породами, которые есть в пределах Патомского вулкана, заметил учёный. А сам Байкало-Патом-ский прогиб с востока примыкает к Березовской впадине, с запада – к Ньюйско-Джербинской. «Месторождения, которые формировались на Сибирской платформе, питались за счёт миграции углеводородов из этого прогиба к северо-западу. И никто не запретил этим же углеводородам из этого же прогиба мигрировать в сторону Патомского нагорья», – заметил Исаев. Он напомнил, что Патомский кратер находится внутри так называемого Байкало-Патомского ритранта (входящего угла) Сибирской платформы, где шло интенсивное накопление осадков в венде около 600 млн. лет назад. Однако учёный заметил, что пока это только гипотезы, поскольку на нагорье нет ни одной глубокой скважины, которая могла бы осветить разрез и сказать что-то по нефтегазоносности этого района. Если версия грязевого вулкана подтвердится, то можно говорить о том, что вулкан является «маркером» наличия углеводородов.
Делать вывод о глубинности углеводородов, имея только данные об отсутствии непредельных углеводородов, не проведя изотопного анализа метана, ненадёжно, заметили коллеги Исаева. «Всё очень просто: для того чтобы всё это сделать, нужно опять отправлять экспедицию к Па-томскому кратеру, – заметил учёный. – Пока мы сделали там всё, что возможно». Он настаивает на том, что должно быть проведено бурение в подошве кратера.
Здесь есть золото
Больше всего иркутяне, конечно, ждали результатов исследований петербургских и уральских учёных. Те держали свои выводы в секрете с августа 2010 года. И вот наконец аспирант Санкт-Петербургского государственного горного университета Евгений Ермолин сообщил, что удалось получить геоэлектрический разрез Патом-ского кратера до глубины 3 км. Выполненный анализ первичных данных показал сложное строение среды. Непосредственно под кратером намечается контрастная высокоомная структура (обладающая повышенным удельным электросопротивлением). Она обрамлена проводящими зонами шириной до 200 м неустановленной природы.
Коллега Ермолина по университету кандидат геолого-минералогических наук Андрей Савичев предложил новую версию происхождения Патом-ского кратера. «Мы не видим абсолютно никакого смысла переименовывать кратер в вулкан, поскольку вулканических пород там нет», – заметил учёный. По мнению Андрея Савичева, вполне можно рассматривать теорию о криогенной форме вымораживания. Такие странные «вспученные» бугры в мире называют пинго, булгуннях. Они встречаются, к примеру, в дельте реки Маккензи в Канаде, в Якутии. «В Харлачинской тундре Нижнеколымского района Якутии есть такое образование диаметром 120 метров, высотой до 30 метров, – рассказал Савичев. – Размер и высота вполне соотносятся с размерами Патомского кратера». Более того, Савичев неожиданно снова дал «подпитку» метеоритной гипотезе. Он напомнил учёным: современные исследования Марса показывают, что множество метеоритных кратеров на этой планете наполнены такими же структурами. Есть кратер от импактного события, внутри которого «горка» – результат вымораживания на поверхность.
На кратере были проведены гравиметрические исследования. Руководил работами ведущий научный сотрудник Института геофизики УрО РАН Дмитрий Демежко. Специалисты Пермского горного института УрО РАН сделали по результатам этой работы 3D-разложение гравитационного поля на составляющие в системе Vector. Уральцы сравнили гравитационные поля известных астропроблем – Курской, Рагозинской, Попигайской и гравитационное поле Патомского кратера. Оказалось, поле Патома коренным образом отличается от импактных кратеров. Тем не менее уральцы не исключают версии, что кратер формировался в два этапа. Сначала что-то «пробило» канал, а далее в проницаемую мёрзлую зону попали метеорные или пластовые воды. Они замёрзли, и произошло выпучивание скальных пород. Образовалось что-то подобное куруму (нагромождению камней, россыпи).
Питерские учёные и вовсе настаивают на криогенной природе кратера. Ведь он находится в районе вечных мёрзлых пород. Исследования геологии кратера позволили санкт-петербург-ским учёным сделать вывод, что «важнейшим элементом пород под Патомским кратером, несомненно, является вечная мерзлота». В структуре кратера с высокой вероятностью могут быть очаги генерации метана, поскольку многие породы содержат растворённое органическое вещество. «Если бы там не было вечной мерзлоты, то метан непосредственно мигрировал бы в атмосферу», – заметил Андрей Савичев. Однако уже сейчас известно, что в Якутии и в тех краях, в которых находится Патомский кратер, довольно часто можно встретить газовые подушки в подмерзлотной зоне. То есть газ скапливается под наружными мерзлотными породами, и чем больше их слой, тем больше вероятность перехода газа в газовые гидраты. То есть слой в 250–300 м уже повод говорить об образовании гидратов метана. Андрей Савичев предлагает посмотреть назад на тысячу лет. Около 500–600 лет назад было резкое похолодание, известное как новый ледниковый период, и метан вполне мог перейти в гидратную форму. Это, кстати, по времени соотносится с возрастом образования кратера, который дал дендрохронолог СИФИБР Виктор Воронин. Вот тут и начинается самое интересное. При переходе метана из газа в гидрат идёт локальное выделение тепла под криозоной, что может дать локальную проталину. И не исключено, что именно так формируются те самые «бугры», которые известны под именами булгуннях и пинго. В последние же 300 лет идёт потепление и толщина мерзлотных пород уменьшается, кратер «проседает», что замечено и другими исследователями. Андрей Савичев считает, что более глубокое изучение самих пород, а также наростов карбонатного состава на них может дать ответ, что же происходит в глубинах Патомского кратера.
Он же выдвинул ещё одну экзотическую версию. На Олимпиадинском золотоносном месторождении Енисейского кряжа геологи обнаружили взрывоопасную смесь карбоната и углеродистого вещества, которая даёт поразительный эффект – появляются зоны глубинной дегазации земли, где зимой при температуре минус 20–25 градусов появляются проталины. Андрей Савичев заметил, что недавно появились публикации о том, что в районе 60 км от Патомского кратера обнаружено рудопроявление золота. «Как видите, проблема Патомского кратера может иметь вполне серьёзное решение по уровню золотоносности Байкало-Патомского нагорья», – заметил учёный. Если так пойдёт дальше, то Патомский кратер может стать «незакрытым пупом Земли», где находится всё – от золота до алмазов. А учёные уже ищут подобные кольцевые структуры. Виктор Исаев видел космоснимок некоего объекта в устье реки Чоны в 135 км к западу от Мирного. Холмы неизвестного происхождения, очень похожие на Патомский кратер, на севере Якутии нашёл энтузиаст Евгений Трошин. Уральские учёные уже готовы ехать туда.
Как сообщил «Конкуренту» Сергей Язев, по итогам конференции Михаил Слипенчук обещал опубликовать сборник работ. Напомним, что с объявления в феврале МПР Иркутской области намерения присвоить кратеру статус памятника регионального значения никаких движений со стороны правительства региона более не было. Учёные подали заявку на проведение экспедиции летом 2011 года на кратер, однако реакции от МПР не последовало. Между тем спикер Сергей Миронов настолько впечатлился, что обещал вновь поднять вопрос о придании Патомскому кратеру статуса памятника природы федерального значения. Но и он пока молчит.