Восторг и Заветное сдали экзамен
Весна день ото дня всё больше о себе заявляет. Вроде бы пора поговорить о минувшей зиме, какой она была для наших садовых питомцев. Но сделаем мы это чуть позже. А сегодня вернёмся к разборке зимы 2009–2010 годов. В нашем клубе мы наконец-то проанализировали итоги той суровой зимы, отголоски которой ещё долго будут слышны.
Для начала вспомним, какой была зима 2009–2010 годов. По данным метеорологов, к концу января сумма отрицательных температур была ниже многолетней нормы на 10 градусов. Да и в феврале количество морозных дней с температурой ниже минус 30 градусов было около 15. При этом 19-20 февраля температура поднималась до 0 градусов. А затем опять начались заморозки, продлившиеся до 5 марта. Кстати, садовод Л.А. Самочко провела наблюдения за температурой на разных уровнях от поверхности снега, а при ветре – на высоте 1,5-1,2 м.
Весна также не радовала. Так, 20 мая температура падала до минус 4–6 градусов. К тому же и июнь был холодным. Так что для плодовых деревьев год выдался тяжёлым и потерь было не избежать. Очень медленно просыпались почки, степень подмерзания деревьев определить с ходу было трудно. Начало цветения яблонь наступило позднее и было очень растянутым. А некоторые бутоны распускались в конце июня, и их приходилось выщипывать. Сроки созревания плодов также отодвинулись на более позднее время.
Деревья пострадали довольно сильно. Например, погибли плодоносившие 10–12-летние Алёнушка и Алтайское румяное, на 3/4 был вырезан ствол Пепинчика красноярского, пострадавшего от цитоспороза. Много погибло 4-5-летних алтайских сортов: Алтайская красавица, Алтайское пурпуровое, Доктор Куновский (от цитоспороза), 4593, 7024, Смугляночка, Алтайское наливное, 7235, Сибирский богатырь, Обильное, Багратион, 11528, Барнаульское сладкое. До трёх баллов подмёрзли Зарево, Неженка, 7313, Барнаульское урожайное – у них сохранилось по 2–4 веточки, но восстановление идёт хорошо.
Вся весна и июнь в прошлом году прошли в работе по облегчению жизни деревьев: брызгала их «Эпином» и микроэлементами, в апреле дала азотную подкормку, а в мае – ОМУ и перегной. Корчевала погибшие деревья и почти до конца июня вырезала слабые и подсохшие ветки.
Надо отметить, что неплохо перенёс зиму сорт Подарок садоводам и даже дал приличный урожай – около десяти килограммов. Однако на дереве совсем нет приростов и цитоспороз продолжает свою разрушительную работу. Порадовали крупноплодные сорта, растущие в штамбах. Это Восторг, Дачное, Алтайское наливное, 8314, Амурское красное. Первые плоды дали крупноплодные Сувенир Алтая, Амурское раннее, Китайские фонарики, Барнаульское румяное, Фламинго. Неплохим урожаем одарили полукультурки Красноярское сладкое, Катюша, Лойко, Лада, Жебровское, новые сорта Алпек, 28504, Пеструшка.
Порадовал отменным урожаем сорт Заветное. Он тоже пострадал от цитоспороза, и треть дерева была вырезана, с него сняли около 20 кг плодов. Многосортовой стланец на скелете Чудного тоже дал хороший урожай, большая часть которого была снята «добрыми людьми», нам досталось лишь 14 кг. Ещё понемногу собрали с других деревьев, в общем получилось около 130 кг.
Из груш порадовала Скороспелка Свердловская – не подмёрзла, и сняли с неё 12 кг плодов. Дали урожай многосортные грушевые деревья: Сварог – 3 кг, Барнаульская крупная – 3,5, Уральская золотистая – 1 кг, Куюмская-51 – 5 кг. Хорошим был первый урожай у выросшей из корневого подроста Веселинки, условно названной Иркутская жёлтая (4,5 кг плодов, по вкусу Веселинке не уступающих). Всё устраивает в этом «самозванце»: высокая зимостойкость, хороший вкус плодов и урожайность, – но он поражается галловым клещом. Общий урожай груш – 30 кг.
Полностью вымерзли привитые в крону Питейная и Радужная. Из растущих в штамбе на 3 балла, т. е. по уровню снежного покрова, подмёрзли Золотой шар и однолетки Повислая и Северянка. Погибли привитые в крону Сибирячки Красивая (от Корниенко), Большая, Белес, Каратаевская, сохранился сорт 10127 и даже дал первые три плода. Сама Сибирячка также подарила около 4 кг груш.
Следует отметить, что Сибирячка и многосортная груша на скелете Иркутской с 2008 года живут с поражением штамбов на высоту около 1 метра от поверхности почвы. Весной и осенью я их зачищаю, облепляю смесью свежего коровяка с глиной на молочной сыворотке и забинтовываю белыми тряпками от пересыхания и удержания обмазки на стволах. Это мероприятие помогает больным деревьям выживать и даже давать плоды.
Из слив не подмёрзли и дали хороший урожай Енисей (сливо-вишнёвый гибрид), Пониклая, Абрикосовая от Кулиш, Уссурийская отборная. Вымерзли алыча Волшебница, Чернослив маньчжурский, Иркутянка; слива Надежда вымерзла по уровню снегового покрова. Погибла вишня войлочная. Не выдержали зиму десятилетние Приморская юбилейная и Уссурийская отборная.
Несмотря на большие потери, урожай плодовых получен удовлетворительный. Многие сорта, надеюсь, восстановятся в будущем году. Но меня беспокоит то обстоятельство, что осень прошлого года была очень тёплая и сухая, на многих деревьях почки значительно увеличились в размерах, как бы проснулись и готовы были распуститься. Перенесли ли они минувшую зиму – большой вопрос. Поэтому я для повышения зимостойкости после 15 сентября внесла под плодовые деревья золу либо монофосфат калия.
Kакие вредители беспокоили в этом сезоне? Уже второй год нахожу ложнощитовку акациевую. Причём первоначально я обнаружила её на яблоне-стланце. В текущем сезоне пришлось вырезать ветки со слив, а кое-где единичных особей просто раздавливала руками. Впервые за все годы встретилась с подушечницей – она поселилась на крыжовнике, и крошечный очаг обнаружился на сливе Уссурийская отборная. Весь сезон донимала тля на яблонях и грушах, их обработала один раз «Искрой», а затем либо прочищала поражённые верхушки руками, либо обрывала, несколько раз брызгала мыльно-масляной эмульсией. Тля встречалась ещё после 15 сентября. Плодожорки на яблонях и грушах практически не было вследствие того, что провела обработку их в конце июня БТБ и ещё раз «Лепидоцитом». Однако не учла, что сливовая плодожорка требует ещё одной обработки в середине июля. Поэтому повреждённых слив было около 15 процентов.
Значительная часть участка у меня находится под зелёным укрытием из мелкоплодной земляники – в основном под деревьями. Для улучшения почвы уже два года широко пользуюсь сидератами: освободившиеся после уборки овощных культур участки сразу засеваю фацелией или редькой масличной, горчицей белой с последующей заделкой выросшей зелёной массы неглубоко в почву. Впервые в этом году удалось купить рожь озимую, специалисты из клуба органического земледелия советуют заделывать её в почву весной – когда она достаточно отрастёт. В этом случае зелень можно скосить и использовать как мульчу, но землю глубоко не рыхлить.
В общем, итоги таковы. Собран урожай плодовых культур около 180 кг. Удалено 12 погибших деревьев, три из них 10–12-летнего возраста, остальные 4-5-летние. Утеряно 16 сортов алтайских яблонь, 3 сорта слив, 8 сортов груш. Осталось на участке 45 деревьев яблонь разного возраста, 7 деревьев груш и 5 – слив. Сортимент плодовых: яблонь – 72 сорта, груш – 17 сортов, слив – 6. Несколько сортов яблонь – Неженка, Зарево, 11528, Барнаульское раннее – будут восстановлены. Из Барнаула дочь селекционера Т.Ф. Корниенко Н.Ю. Курепина привезла черенки 20 сортов яблонь и 2 сорта груш, которые у неё обильно плодоносили после такой неблагоприятной зимы. Половина из этих сортов яблонь у нас уже есть, остальные – новые сорта и номерные элиты. Так что секции семечковых есть над чем поработать в последующие годы – по отбору и внедрению в наш регион зимостойких алтайских сортов, создаваемых в своё время селекционером Т.Ф. Корниенко именно для сибирских регионов.