Его герои остались молодыми
Исполнилось 75 лет со дня рождения писателя Геннадия Машкина
Имя писателя Геннадия Машкина прославила на весь мир повесть «Синее море, белый пароход», опубликованная в 1965 году в журнале «Юность» и переведённая на многие языки. После неё вышло в свет около 30 книг (половина из них в Москве), среди которых романы, повести и рассказы, очерки. Все они связаны с Сибирью – её хозяйственным освоением, характерами тружеников, геологов и охотников. Герои, как правило, молоды и энергичны, не пасуют перед трудностями, верят в себя и будущее. С увлечением читались романы «Открытие», «Письменная работа», «Выстрел из кембрия», повести «Егор, сын охотника», «Родительский день», «Исповедь в Акше», рассказы «Чистая сердцевина», «Распадок», «Вечная мерзлота» и многое другое, что ныне принадлежит истории сибирской литературы.
Вечер, посвящённый 75-летию со дня рождения известного сибирского писателя и прошедший в Доме литераторов им. П.П. Петрова, открыл его директор прозаик Юрий Баранов, вели программу поэт Сергей Корбут и вдова Геннадия Николаевича Людмила Рондик.
Собрались друзья писателя – представители разных профессий: литераторы, актёры и певцы, геологи – круг общения Машкина был обширен. В зале очень быстро воцарился дух веселья и дружелюбия, свойственный этому человеку, отчего возникло ощущение его присутствия.
Сергей Корбут, принадлежащий к более молодому поколению, заметил:
– В любой компании, если в ней был Машкин, кем бы ты ни был, ты сразу чувствовал себя своим.
Как директор издательства «Иркутский писатель», он сообщил о том, что в планах издательства выпуск двухтомника избранных произведений Геннадия Машкина и что работа над первым томом уже начата. Сергей Корбут прочитал свои стихи, написанные для спектакля по повести Машкина «Синее море, белый пароход».
Юрий Машкин, брат писателя, иркутский адвокат и автор нескольких поэтических сборников, вспоминал о человеке, с которым его связывает родство и который оказал влияние на судьбу.
– Гена был старше, я следовал за ним. По его примеру занялся литературой, стал писать стихи, рисовать. Он ведь рисовал, и лучше меня, но не признавал за собой этот талант и никогда не предлагал собственные рисунки для оформления своих книг.
Эпизоды из детства продолжили тему «Синего парохода»: то, как приехали на Сахалин в послевоенные голодные годы, как поразили скирды крабов на берегу и незатухающий костёр, котелок, когда каждый мог отломить сколько нужно и сварить, как дружили дети двух стран.
Библиотекарь из Иркутска II, многолетняя сподвижница писателей в просветительской работе Евдокия Печейкина мысленно вернулась в далёкие 50-е годы, в библиотеку № 7, куда она пришла молодым специалистом и где встретилась с семьёй книгочеев Машкиных. Как и многие в те годы родители, Николай Сергеевич и Екатерина Александровна Машкины старались выучить детей, и это им удалось, потому что взрослые подавали детям пример в чтении. В будущем библиотекарь не раз устраивала встречи писателя Машкина с читателями.
В рассказе актрисы Иркутского драматического театра Галины Байнякшиной была воссоздана картина 60-х, времени рождения в городе «иркутской стенки» – это название, по мнению многих, принадлежит именно Машкину.
– Я не могу говорить только о Геннадии и не упоминать его друзей – Вампилова, Распутина, Пакулова, Стукова, они тогда ходили вместе, были гостями у артистов, в том числе и у меня. На наших посиделках мы о многом говорили, и это всегда было интересно. Запомнился такой эпизод. Знаменитый режиссёр К. Гинкас приехал из Красноярска в Иркутск – он тогда работал с артистами в красноярском театре – и очень хотел встретиться с Александром Вампиловым. Мы собрались, но Вампилов не пришёл, а пришли Машкин и Пакулов. Гинкас был огорчён, но когда они заговорили, забыл о своём огорчении – заслушался и ушёл под впечатлением, что в Иркутске живут удивительные писатели.
Стихи, посвящённые другу, прочитал Сергей Троицкий. Алексей Ершов, бывший директор, ныне главный консультант института «ВостСибгидрошахт», напомнил, что в музее политехнического, из стен которого вышло немало сибирских знаменитостей, есть и уголок Геннадия Машкина, и тоже прочитал свои стихи.
В программе приняли участие иркутские вокалисты, связанные с писателем узами дружбы. Любимые Машкиным романсы исполнили заслуженные артисты Николай Прошин, Ерофей Васильев, заслуженный работник культуры Нина Воротникова, несколько песен – артисты театра народной драмы. В их репертуаре нашлось место и «Бодайбинке», песне, которая особенно трогала писателя, связанного геологией с Бодайбинским районом.
В заключение был показан фильм иркутского телевидения из цикла «Как наше слово отзовётся», посвящённый Машкину.