Второй день победы
Известные в Приангарье люди делятся своими воспоминаниями, связанными с первым полётом человека в космос
Октябрина Родченко,
Почётный гражданин Иркутской области:
– Этот день помню, как вчера. Я работала в Биологическом институте (сейчас СИФИБР. – Ред.), тогда он располагался в здании нынешнего художественного музея на улице Ленина. Услышав радостную новость, сотрудники, не сговариваясь, собрались в актовом зале. Не передать, какое это было счастье. Люди обнимались, делились своими эмоциями. Помню, я сказала: «Если по радио передают, что Юрий Гагарин чувствует себя хорошо, то как же хорошо нам!» Ощущения были похожи на те, что мы испытывали в День Победы. К нам пришёл журналист газеты «Восточно-Сибирская правда», это был брат Леонида Гайдая Александр, он спрашивал всех, что мы чувствуем. Один из сотрудников института, Константин Данович, даже сочинил экспромт:
Вернулся живой
И ничем не ударил
Герой-космонавт
Алексеевич Гагарин.
Через некоторое время в городе повсюду появились портреты Гагарина. Все девчонки в него влюбились! Без слёз это событие вспоминать невозможно…
Владимир Потапов,
Почётный гражданин Иркутской области:
– В то время я был на студенческой практике на золотоизвлекательной фабрике в городе Балее Читинской области (сейчас Забайкальский край. – Ред.). В цехе я следил за работой флотационного оборудования. В нашей смене было семь человек, все люди взрослые – пятеро мужчин и две женщины, только я один студент. У нас постоянно было включено радио, мы слушали сообщения, музыку. И вот диктор объявил о полёте человека в космос. Больше всего меня поразила реакция женщин: они прижались друг к другу и плакали навзрыд, как дети, настолько сильна была радость. Ещё удивительно было смотреть, как после работы в душевой взрослые мужики обливали друг друга водой, дурачились, веселились. Конечно, потом собрались, чтобы отметить праздник. Я был для этого молод…
Анатолий Шантуров, почётный профессор ИГМУ,
Почётный гражданин города Иркутска:
– Я был на работе, в Храмцовской медсанчасти в Черемхове. Новость была как гром среди бела дня. Больные, врачи, сёстры, санитарки реагировали радостно и даже буйно. Люди кричали: «Ура!», поздравляли друг друга. Реакция мгновенно стала общей, коллективной. Было всеобщее ликование. У нас было такое чувство, будто Гагарин находится где-то рядом. Через несколько минут все разошлись – нужно было возвращаться к повсе-дневным делам, но ликование в душе каждого осталось.
Илья Сумароков, депутат Законодательного Собрания Иркутской области,
генеральный директор СХПК «Усольский свинокомплекс», Почётный гражданин области:
– Я в то время работал главным инженером Уковского совхоза Нижнеудинского района. Был в объездах по полям. Сотовых телефонов, конечно, не было, поэтому о новости узнал, только когда приехал вечером домой. Я вышел на лавочку, обсудили с приятелями сообщение. Всё это было настолько удивительно, мы даже представить себе не могли, как такое можно совершить. Главное чувство, которое нами владело, – гордость за нашу страну. Было всеобщее ликование.
Валерий Лукин, депутат Законодательного Собрания Иркутской области,
заместитель председателя областного совета профсоюзов:
– Я учился в восьмом классе в городе Шелехове. Был урок географии, на перемене мы узнали о полёте. В этот день уроков больше не было, их отменили. Все собрались в актовом зале около включённого радио. Педагоги и ученики слушали сообщение, которое повторяли несколько раз. Митинга как такового не было. Люди радовались, поздравляли друг друга. Всех переполняли чувства.
Через несколько дней всей школой мы отправили Юрию Гагарину поздравительную телеграмму. Тогда же у меня зародилась мечта стать космонавтом. Наверное, такая мечта была у многих мальчишек того времени. Я написал письмо Гагарину, тоже поздравил его с важным событием и коротко спросил, как стать космонавтом. Через некоторое время получил ответ. В конверт, заполненный от руки аккуратным почерком, была вложена фотография Гагарина с автографом и записка. Этот мудрый человек написал: «Чтобы стать космонавтом, нужно хорошо учиться». И всё.
Записка Юрия Гагарина настолько подействовала на меня, что я стал лучше учиться. Хотя до этого у меня были проблемы с некоторыми предметами, с поведением. Следующим этапом осуществления моей мечты стало обучение в военном лётном училище, так как космонавтов отбирали из лётчиков. Но оказалось, что стать лётчиком я не смогу из-за состояния здоровья. Тем не менее я выбрал профессию, связанную с авиацией, поступил в политехнический на специальность «Эксплуатация самолётов и двигателей». После окончания института остался на кафедре, чтобы заниматься научной деятельностью, но затем ушёл на общественную работу. Я уехал по комсомольской путёвке на строительство Усть-Илимской ГЭС, это была Всесоюзная ударная стройка, у нас бывали многие космонавты. Общее впечатление: великие люди, но достаточно простые в общении. Я полагаю, на первом этапе отбора космонавтов учитывались в том числе и моральные качества. Ведь на космонавтов возлагались не только технические, но и идеологические задачи. Они были публичными людьми.
Когда я был в Музее космонавтики в 1974 году, я показал письмо от Гагарина. Сотрудники музея подтвердили, что это действительно его почерк.