издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В обход счётчика

«Сибирский энергетик» выяснял, сколько стоит жадность

  • Автор: Анна КАПРАВЧУК, Ангарск

Способны ли вы спокойно взирать на то, как какой-то прибор бездушно считает ваши деньги, утекающие в канализацию? Дисциплинирует ли вас наличие водосчётчика или раздражает? Побуждает закрыть кран или кинуться в поиски способов обмануть немилосердную технику? Как выяснилось, среди абонентов, у которых установлены приборы учёта, есть и те, кто действует первым способом, и те, кто полон решимости хитрить, мстить и изобретать. Голос жадности при этом у некоторых заглушает голос разума: например, отдельным столичным предпринимателям удаётся реализовывать скупердяям мощные магниты для остановки старых моделей водосчётчиков по цене... 3000 рублей за штуку + 500 рублей за доставку. Сроки окупаемости подобной «инвестиции» подталкивают к мысли, что движет приобретателями не столько стремление сэкономить, сколько азарт: неужели не перехитрю? Один из ходовых информационных продуктов, реализуемых в Сети, – инструкции по обману/скрутке/намагничиванию счётчиков воды и газа. Некоторым настолько неймётся срочно получить это «тайное знание», что они готовы платить за получение такой инструкции по СМС по нескольку сотен рублей. Отдельные экспериментаторы в ходе попыток «отмотать» потоком воздуха водосчётчики на пару сотен рублей насмерть губят пылесосы ценой несколько тысяч. Такая вот «экономия».

«Особо экономные» граждане не учитывают один немаловажный нюанс: резкое изменение водопотребления конкретной квартирой сразу бросается в глаза тем, кто анализирует данные о показаниях водосчётчиков. Инженеры и инспектора Иркутской энергосбытовой компании, Ангарского водоканала, не сговариваясь, разъясняли мне практически слово в слово:  «Если мы видим, что по какому-то адресу раньше потребление было 10 кубометров в месяц, а потом вдруг стало 1 кубометр, мы сразу же включаем этот адрес в план выездных контрольных проверок, изучаем целостность пломб и работоспособность приборов».

Магниты на водосчётчиках, водо-счётчики, установленные «задом наперёд», сжатые струбциной (мол, «ребёнок игрушку уронил»), – чего только не встречают инспектора ресурсоснабжающих организаций, выходя с проверками к абонентам. Наказать тех, кто смошенничал, они могут только одним способом – пересчитав водопотребление с момента установки счётчика или его последней проверки по нормативу потребления. Впрочем, и эта форма наказания вполне отрезвляет: когда речь идёт о нескольких годах и о квартире с большим числом прописанных жильцов, счёт к уплате получается впечатляющим.

Как это происходит. Возьмём, к примеру, квартиру, где живут два пенсионера, которые на лето уезжают на дачу. Счётчик поставили в конце 2008 года. По счётчику в 2009-м водопотребление составило 36 кубометров, в 2010  – 48 кубов, и за три месяца нынешнего года  – 12 кубов. За горячую воду они заплатили в общей сложности 4005 рублей. Если же будет обнаружено, что кто-то в их квартире «похимичил» со счётчиком или нарушил целостность пломбы, не вдаваясь в детали о дате этого события, им будет произведено переначисление: за тот же период начислят за горячую воду 11,3 тыс. рублей и вынудят доплатить разницу. Возмущаться будет бесполезно: согласно правилам учёта тепловой энергии, утверждённым в 1995 году, несанкционированное вмешательство в узел учёта, нарушение целостности пломб, механическое повреждение приборов и элементов узла учёта, наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учёта, ведут к пересчёту платы с момента последней проверки ресурсоснабжающей организации. 

Врезки, попытки получить воду или теплоноситель «в обход счётчика» – отдельная тема, впрочем, более актуальная для юридических лиц. 

Предприятиям, чьи мастера-умельцы пускают отдельные нитки водопровода мимо счётчика, доначисляются очень впечатляющие суммы. Например, весной 2010 года такую «нитку» инспектора Водоканала обнаружили в одной из ангарских бань. Результат – штрафные санкции владельцам бани начислены исходя из сечения и максимальной пропускной способности «неофициального» водовода по площади сечения трубопровода и скорости движения воды. И хотя баня наверняка потребила меньше, платить придётся за такой объём, сколько сечение трубы позволяло украсть. 

Ещё один яркий случай был с автомойкой. Инспектора обычно заранее предупреждают о планируемой проверке подобных точек: пишут заявку на доступ на территорию, заказывают пропуска. А тут вдруг внезапная контрольная проверка, ещё и персонал на мойке неопытный – не знал, что можно показать, а что закрыть. Итог – врезка обнаружена, факт разбора воды «мимо счётчика» зафиксирован, сумма к уплате вместо обычной тысячи рублей  составила за тот же период 45 тысяч. 

Рекордсменом Ангарска по сумме, которую пришлось заплатить за услуги водоснабжения и канализации «в обход счётчика», стало летом 2010 года одно из пригородных предприятий. Несмотря на заверения, что один из трубопроводов канализации заглушён, обнаружилось, что он активно эксплуатируется и сбрасывает стоки. Якобы «заглушённый» трубопровод прибором учёта, разумеется, оборудован не был. Итог работы «тайного» трубопровода, ставшего явным, – доначисление предприятию 1 млн.  рублей за водоотведение неучтённых стоков. 

С попытками махинаций сталкиваются не только представители ресурсоснабжающих организаций, но и работники компаний, обслуживающих приборы учёта и снимающих с них показания. Например, не так давно сотрудники Ангарского филиала ЗАО «Ирмет» актировали врезку дополнительного термопреобразователя (в цепочку между термопреобразователем и вычислителем был врезан дополнительный резистор сопротивления). К каким финансовым последствиям для владельца теплосчётчика приведёт получение этого акта договородержателем, будет зависеть от условий имеющегося договора на теплоснабжение. 

С воровством электроэнергии юрлицами ситуация несколько другая. Выявленный факт хищения нужно, согласно правилам, утверждённым постановлением № 530 от 31 августа 2006 года, не просто актировать, а подтвердить подписями двух незаинтересованных лиц. Когда речь идёт о территории предприятий, особенно охраняемой, и когда все присутствующие либо сотрудники энергосбытовой компании, либо работники пред-приятия, выполнить это условие почти невозможно. Можно лишь чисто техническими средствами пытаться избавить людей от соблазна: пломбировать все контакты, заклеивать их маркировочной лентой. Впрочем, там, где представителей энергосбытовой компании по традиции считают представителями энергонадзора, с ними не пререкаются. Явных случаев хищения энергии и мошенничеств не много, чаще встречается недоучёт по техническим причинам. Как говорится, «нет неисправностей – есть плохие контакты»: где-то что-то вибрировало, окислилось, расконтачилось, провод отвалился – это обнаружили, досчитали оплату по среднесуточному потреблению. Конфликтов в таких ситуациях обычно не возникает. 

Обман индивидуальных электро-счётчиков – это у отдельных граждан не столько злой умысел, сколько прикладной вид спорта. В прежние годы и диск подклинивали, и отверстия сверлили, и отматывать счётчик обратно пытались – кто вручную, шариковой ручкой (это ж какое терпение нужно иметь для такой кропотливой работы в неудобной позе!), а кто и изобретая специальный двигатель. Современные счётчики, особенно электронные и с жидкокристаллическим табло, так просто не проведёшь, а счётчики РИМ (их датчики находятся на опорах) – и подавно. Именно установка счётчиков РИМ, например в сёлах Усольского района, резко уменьшила коммерческие потери и воровство энергии. Во многих местах стали невозможными «набросы на линию»: если раньше это было самым простым способом хищений, то в последние два года ЦЭС стараются делать подводы к домам кабелем СИП, где жилы буквально вплавлены в изоляцию, – его не разрежешь, изоляцию не счистишь, не подключишься.

Сельские жители инспекторов сбытовой компании и электросетей побаиваются, машину узнают и сразу выясняют: «Вы по дворам пойдёте?». Пойманные с поличным обязаны рас-платиться за расчётное количество электроэнергии по фактической мощности подключённых «в обход счётчика» электроприборов, максимальный срок перерасчёта – три года; когда речь идёт об электробойлере, обычно перерасчёт производится за один отопительный сезон. Самая страшная кара для сельских воров электроэнергии – «обрежут кабель и увезут его с собой». Впрочем, и «режима ограничения» здесь побаиваются: как правило, у тех, кто подворовывает, обычно нелады с оплатой электроэнергии, а значит, им могут или вполовину уменьшить мощность, или чередовать дни, когда они подключены, с днями, когда отключены. А поскольку подчинять свой ритм жизни такому режиму никому не хочется, сельские жители обычно покладисты, акты подписывают и на конфликты стараются не идти. Лучше признать свою неправоту и остаться со светом, чем  считать себя правым в темноте. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры