Реформа на свой лад
Правительство Иркутской области намерено разработать региональный закон о теплоснабжении
В полную силу федеральный закон об энергосбережении, вышедший ещё в июле 2010 года, вступит лишь с 2012 года. Для того чтобы он заработал, необходимо принять ряд нормативных актов: 31 постановление, распоряжение и указ, за подготовку которых отвечают шесть разных ведомств. Ожидается, что основные из них появятся до конца первого полугодия 2011 года. Сенатор от Иркутской области Валентин Межевич предлагает, не дожидаясь этого момента, приступить к разработке регионального закона о теплоснабжении.
31 марта в Ангарске состоялось выездное совещание сразу трёх подразделений Совета Федерации: комитета по вопросам местного самоуправления вместе с комиссиями по естественным монополиям и по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Такой выбор места для проведения заседания объяснил губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев: «Это по сути своей самый благополучный город в системе ЖКХ региона, но он измучен работой ряда управляющих компаний». Впрочем, в Ангарске есть не только собственные проблемы, вызвавшие в прошлом году череду акций протеста, для него, как и для любого другого города, характерны общероссийские тенденции, которые сложно назвать положительными.
Система на порядочности и энтузиазме
«Реформы в сфере естественных монополий, в том числе энергетики и ЖКХ, начались с некоторым опозданием в сравнении с другими рыночными реформами», – напомнил заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Вячеслав Штыров. К тому же их реализация не была безболезненной и сопровождалась рядом проблем. Первая из них заключается в техническом состоянии инфраструктуры, которое не позволяет развивать энергетику и зависящие от неё отрасли. «Как только начало развиваться жилищное строительство, выяснилось, что не хватает энергетических и тепловых мощностей», – привёл только один пример Штыров, добавив, что та же проблема сдерживает промышленный рост. Сенатор считает, что для её решения необходимы кардинальные меры, а пока федеральные власти дают лишь стимулы для решения – законы, регулирующие деятельность естественных монополий.
Если электроэнергетика, как заметил заместитель начальника управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса Федеральной службы по тарифам Артём Медведь, «получила свой закон в 2003 году», то в теплоснабжении основополагающий документ появился только в июле прошлого года. «Можно сказать, что всё это время система развивалась благодаря порядочности и энтузиазму людей, которых волнует судьба этой отрасли», – отметил Медведь. Правда, за это время был накоплен значительный опыт тарифного регулирования и создана нормативно-правовая база в теплоснабжении, но единого закона, который определял бы принципы её работы и развития, не было. Казалось бы, его появление решило все проблемы, но чтобы он вступил в силу, на федеральном уровне необходимо принять ещё 31 документ. Изначально предполагалось, что все необходимые нормативно-правовые акты будут готовы до конца декабря 2010 года, теперь называют новый срок – первое полугодие 2011-го. При этом речь идёт только о ключевых постановлениях и распоряжениях, например об утверждении требований к схемам теплоснабжения муниципалитетов, без которых их разработка буксует (как это происходит в Иркутске).
В то же время есть опасения, что принять их в срок не удастся, поскольку за их разработку отвечает не одно Министерство энергетики РФ, как предполагалось раньше, а шесть федеральных ведомств. Первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич полагает, что в подготовленных ими документах могут быть противоречия, урегулировать которые будет довольно сложно. «Но мы оптимисты и надеемся, что правительству России и этим структурам удастся их избежать и к началу тарифного регулирования на 2012 год мы получим 31 подзаконный акт, которыми будем руководствоваться», – сказал сенатор от Иркутской области. При этом он считает, что необходимо, не дожидаясь их выхода, разработать собственный закон о теплоснабжении. Он, в отличие от федеральных документов, должен учитывать все местные особенности вроде специфики межбюджетных отношений или приоритетных отраслей.
Дмитрий Мезенцев поручил министерству жилищной политики, энергетики, транспорта и связи вместе с министерством имущественных отношений Иркутской области посмотреть, какие шаги можно предпринять «либо на уровне областного закона, либо в пакете распоряжений правительства и губернатора». Министр имущественных отношений Михаил Карасёв, в свою очередь, заметил, что регион ограничен в возможностях «волевым порядком» принимать собственные нормативно-правовые акты, поскольку подобные полномочия закреплены за федеральными властями. Несмотря на это, губернатор распорядился в течение двух недель «проанализировать предложения» по совершенствованию собственной правовой базы, добавив при этом, что данный вопрос он обсудит на встрече с руководителем Федеральной службы по тарифам Сергеем Новиковым, назначенной на 1 апреля. Впоследствии Институту законодательства и правовой информации было поручено в течение двух месяцев разработать проект областного закона о теплоснабжении. Как полагает Межевич, он может быть принят «не ранее ноября».