издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Собиратель фольклорных жемчужин

  • Автор: Ольга МИХАЙЛОВА, специалист Областного центра народного творчества и досуга

Каждый танец, «транскрипцию» которого записал в своей книге знаток сибирской народной хореографии Эраст Константинович Филиппов, – это жемчужина коллекции русского танцевального фольклора. Сам собиратель этих жемчужин умер почти полвека назад, но его наследие не потеряло своей актуальности и сегодня. О некогда любимом сибирской деревней танцевальном фольклоре, имевшем индивидуальный характер и особую манеру исполнения, сегодня не сохранилось почти никакой информации. Тем ценнее оставленный нам труд этого человека, сказавшего своё слово в исследовании русского сибирского танцевального творчества.

Эраст Константинович Филиппов родился 22 ноября 1903 года в Саратове в семье состоятельного промышленника. Очень рано начал заниматься в одной из танцевальных школ классического танца, одновременно участвовал в городских концертах как солист эстрадного направления. Родители не одобряли увлечения балетом, считая выступления на сцене занятием легкомысленным, даже недостойным, а потому не только запретили использовать на афишах семейную фамилию, но и лишили его материальной поддержки. Будущий исследователь сибирской танцевальной культуры рано начал жить на собственные заработки. Но до этого была успешная профессиональная работа на сценах нескольких театров оперы и балета. Один из них был эвакуирован во время Великой Отечественной войны в Иркутск. Так Эраст Константинович оказался в нашем городе, с которым на всю жизнь связал свою судьбу.

Он служил в Иркутском театре юного зрителя, выступая и как актёр, и как балетмейстер; много работал в театральных самодеятельных коллективах. В 1948 году Эраст Филиппов был принят на должность старшего методиста по хореографии Областного дома народного творчества. И с той поры его профессиональная деятельность была неразрывно связана с изучением танцевального фольклора нашего сибирского края. В многочисленных экспедициях по деревням и сёлам, расположенным на берегах Ангары, он собирал уникальный материал, отлично понимая, что народный танец так же хрупок и подвержен времени, как и любой предмет настоящего искусства. Он отдавал себе отчёт в том, что его призвание и цель – сохранить для будущего самобытность народного сибирского танца, а потому всегда обращался к местным жителям с просьбой помочь ему в этом важном деле. И крестьяне охотно отзывались на его просьбу, исполняя перед ним танцевальные композиции иногда по нескольку раз, чтобы Эраст Константинович успел с точностью записать на бумаге их рисунок. 

Когда в 1959 году открылось в Иркутске училище культуры, Эраст Константинович начал работать с одной из групп будущих балетмейстеров и одновременно читал всему хореографическому отделению училища курс истории балета. Он глубоко знал балетную классику, и в то же время его собирательская работа в сёлах, кропотливая работа в библиотеках способствовала качественному преподаванию народного танца. 

– Эраст Константинович сумел привить нам истинную любовь к танцу, и благодаря ему мы все умели исполнять не только классику, но и оригинальные народные танцы, – вспоминает одна из его первых учениц – Галина Гавриловна Ахметгалеева, по примеру своего учителя ставшая преподавателем основ народного танца в Иркутском колледже культуры.

В 1961 году под руководством Эраста Константиновича Филиппова был создан хореографический коллектив, пропагандирующий сибирский народный танец. И так возродились некогда увиденные и «записанные» им в деревенской глубинке «Подгорка», «Восьмёрка», «Елань».

– Выступали на многих площадках города, но самым запоминающимся был концерт, посвящённый трёхсотлетнему юбилею Иркутска, на котором наш хореографический коллектив исполнил «Иркутскую кадриль» и «Сибирский хоровод», – вспоминает Галина Ахметгалеева. 

Итогом собирательства и изучения местного танцевального фольклора стала книга Эраста Константиновича Филиппова «Русские народные танцы Иркутской области». Она была издана только в 1965 году, через два года после смерти автора. В неё вошли подробные описания народных танцев Укара, Падуна, Баргадая, Оёка, Орлинги, Тайтурки и других деревень, многих из которых уже и нет на карте нашей области. Даже человеку, далёкому от хореографии, понятны созданные автором несложные графические рисунки танцев, детальное объяснение движения танцующих, вплоть до положения рук. 

Труд Эраста Константиновича Филиппова – не только ценное пособие для хореографов, сегодня работающих в области народного танца, но и свидетельство того, как много может сделать в искусстве человек, преданный творчеству народа. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры