Невысказанное счастье
Уже больше месяца семья Козенко переживает невысказанное счастье. Оно заключается в том, что глава семейства – их отец, свёкор, дед Алексей Александрович – получил новую квартиру, о которой даже не мечтал: большую, светлую, с яркими обоями, потоки света льются в евроокна, а на душе непроходящее радостное чувство. Дед ходит из комнаты в кухню и обратно, приговаривая: «Ах, квартира, чудо, а не квартира…».
Старый что малый, словно вторую молодость переживает, хотя какую вторую, если на девятый десяток перевалило. Вот если б лет двадцать сбросить, а лучше – сорок… Даже кое-какую мебель приобрёл Алексей Алек-сандрович – старая-то в новой квартире не смотрится. Занавески новые повесили. Радуется дед, а вместе с ним и вся семья: сыновья, невестки, внуки. Хотя нет-нет да набежит облачко печали на лицо ветерана. Вспомнит незабвенную свою жёнушку Надежду Андреевну. Хорошая была женщина: милая, добрая, всепонимающая. Рак «съел» – не дожила и до 50 лет. Всю жизнь она на ОТК Новогришевской обогатительной фабрики проработала. А Алексей Александрович машинистом экскаватора на Сафроновском разрезе трудился. Судьбой его была горняцкая профессия.
Квартиру эту в центре родного угольного города Черемхова получил как участник Великой Отечественной войны. На Запад не успел – сильно юн был, воевал на Востоке с японцами.
Ходит дед по своей квартире и тихо улыбается, вроде во сне: «Дожил-таки старый до новой благоустроенной жилплощади!». И всё ему в этой квартире нравится.
…Большие выразительные глаза, чистое лицо не портит простая чёрная «вязанка», под которой все волосы спрятаны, чтобы не мешали… Красивая женщина Людмила Васильевна Козенко.
– Скажете тоже! – улыбается она, отчего лицо кажется ещё милее. – Пенсионерка уже… По первому списку пошла.
Людмила в юности, как и большин-ство черемховских девчонок, окончила горный техникум. Попала на практику на «Новогришевку».
– Судьба свела с Анатолием Павловичем Браташом. Чем-то я ему понравилась. Он у нас такой: посмотрит на тебя и – скажет, будет толк или другую работу стоит подыскать, – рассказывает Людмила Васильевна. – Он у меня и наставником был. Интересная штука жизнь. Отправили меня тогда в Караганду на отработку, а когда с мужем вернулись уже на ЦОФ, вновь к Браташу попали. Он меня и на пенсию отправил… И сейчас мой непосредственный начальник.
С Юрием Козенко Людмила познакомилась тоже на «Новогришевке». На кокс, в Караганду вместе поехали: 13 лет на обогатительной фабрике в среднеазиатской республике отработали. Козенко всегда по-доброму вспоминает этот период своей семейной жизни: квартиру там получили, обустроились нормально, сыновей родили. Когда начались в городе националистические выступления, собрали чемоданы и вернулись в родной город. Пришли на ЦОФ: Юрий – грузчиком, она – опять «на лопату», хотя в Караганде уже до мастера выросла.
– Сейчас всё производство на слух знаю и на ощупь, – считает старшая невестка Алексея Александровича. С 1974 года я – в обогащении. Другого ничего не знаю. А это моё дело! Я в нём как рыба в воде. Да, грязное, тяжёлое. Привыкла! Я – чистой воды обогатитель, – уже с гордостью добавляет она.
Сейчас Людмила Васильевна оператор пульта. У неё конечный результат – готовый угольный концентрат, который грузят в вагоны. Уголь более высокого качества идёт на экспорт, другой – по области на отопление и по стране туда, с кем заключены договоры. Стараются черемховские обогатители, чтобы их концентрат имел меньше серы и золы. Многое в качестве продукта зависит от осушительного производства, где работает другая невестка Казенко – Елена. Она тоже оператор пульта, закончила горный и пришла на фабрику. Счастливая случайность или судьба, только она её здесь встретила – в лице Андрея Козенко, который работал грузчиком на производстве. Елена девушка дере-
венская. К труду с малых лет была приучена. Но «на лопате» и ей трудно приходилось. К концу смены под конвейером несколько тонн груза собиралось, и его нужно было лопатой перебрасывать. На помощь Елене Андрей приходил. Вместе быстро справлялись, а работе учил Юрий, старший Андреев брат. Елене на смене ни одной минутки свободной не выпадает. Нужно строго следить, чтобы сушка концентрата шла в нормальном режиме.
– Трудно?
– Нелегко, – односложно ответила Елена и улыбнулась. – Знаете, можете не верить, но моя работа мне по душе. Я и минутки не могу просидеть на одном месте, мне всегда надо быть в движении. Вот и получается, что работа эта по мне. Всегда жалею тех, кто с бумажками целый день возится. Вот уж скука смертная…
– Сейчас на нашем производстве технологии изменились. Везде стоят блокировки. Если случается какое-то нарушение производственного цикла – горит красный. Это стоп, – дополняет Людмила Васильевна. – Тормозим. На несколько минут отключаем весь цикл, устраняется неполадка, и производство продолжает работать дальше.
Сейчас на обогатительном производстве работают трое Козенко – Людмила, Елена, Андрей. Юрий вышел на пенсию.
– Он у меня сейчас домосед! – смеётся супруга. – Агрономическую деятельность развернул – две теплицы поликарбонатовые установил. И уже ранней весной у нас и огурцы, и редис. Весь дом в цветах благоухает – это дело рук Юрия Алексеевича. Красивые он цветы горшечные выращивает, кто к нам ни придёт, всем нравится.
Но главный семейный агроном у нас Елена, – продолжает Людмила Васильевна. – У неё всегда лучшая рассада. Она может выращивать всё и без плёнки. Любит женщина землю, и она одаривает Елену высокими урожаями. Я сама многому у младшей невестки учусь.
Средний сын Алексея Александровича, Сергей, тоже горняк. Всю жизнь проработал на обогащении в Нерюнгри. А сын Людмилы и Юрия горный инженер, работает на небольшой шахте в Забитуе. У него двое ребятишек. Во внуках дед и бабушка души не чают. У Андрея и Елены трое детей. Сын – лицеист Илья – отличник и гордость всех родственников, Павлик и Настя тоже школьники.
Братья Козенко дружат между собой, и невестки тоже. Это хорошая трудовая семья, где никто не забывает о днях рождения, памятных датах, событиях. По праздникам пекут пироги, торты, булочки («Домашние всегда вкуснее», – не отступает от своего Людмила Васильевна), готовятся манты, бешбармак – рецепты этих блюд привезли Козенко из Караганды. Но сейчас они, дополненные, усовершенствованные, стали уже козенкинскими фирменными блюдами. По выходным в дружной семье топят баню, парятся, держат семейные советы, не забывают и своих престарелых родителей.