«Поедете, куда скажем»
Городские власти Иркутска отчитываются о результатах программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. К настоящему моменту в безопасные квартиры переехало более 800 семей, снесено 8,5 тыс. кв. м ветхого жилья. Однако зачастую то, как организован процесс улучшения жилищных условий, вызывает возмущение переселенцев. Есть и факты нарушения конституционных прав граждан, отмечает уполномоченный по правам человека Иркутской области. Порой обитателей ветхих домов приходится выселять в новое жильё судебным приставам, признают в мэрии.
Права и обязанности
Наибольшее число жалоб к уполномоченному по правам человека в Иркутской области так или иначе связано с нарушением прав человека в жилищно-коммунальной сфере, рассказал в среду на депутатских слушаниях в Думе Иркутска Владимир Ковалёв, начальник информационно-правового отдела аппарата уполномоченного по правам человека в Иркутской области. Он напомнил, что ещё в январе был опубликован специальный доклад уполномоченного о проблемах соблюдения прав граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья. По мнению омбудсмена, заботясь о безопасности горожан, муниципальные власти нередко нарушают их права.
Так, в центре Иркутска в одном из деревянных домов в трёхкомнатной квартире с кухней и летней мансардой жила семья из семи человек. В небольшом доме у каждого было своё спальное место, семья имела минимальный набор мебели и предметов интерьера. К несчастью этих людей, дом оказался на земле, необходимой городу для строительства развязки у нового моста через Ангару, говорится в докладе. Дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Позднее выяснилось, что чиновники начали переселять эту семью ещё до принятия официального решения о включении их дома в перечень жилых домов, подлежащих переселению.
Когда хозяева не согласились на предложенные администрацией две комнаты вместо трёх, в мэрии не стали тратить время на поиск компромисса и обратились в Октябрьский районный суд Иркутска с иском о выселении семьи. Суд полностью удовлетворил исковые требования. Решение суда в свою очередь быстро и жёстко исполнило подразделение Федеральной службы судебных приставов в принудительном порядке. В результате действий муниципальных властей и госорганов семь человек были переселены в однокомнатную квартиру на окраине города. К сожалению, этот случай не был исключением, отметил Владимир Ковалёв.
Елена Войцехович, заместитель мэра – руководитель аппарата администрации, на депутатских слушаниях отметила, что возможности мэрии ограничены, поскольку переселение идёт в рамках региональной программы, а жильё закупало министерство строительства области. «Мы получили перечень квартир, отступать от которого не имеем права», – пояснила вице-мэр. Учитывая срочный характер переселения, администрация в некоторых случаях обращалась в суд, людей расселяли принудительно, с судебными приставами. Законодательство и гражданские права людей мэрия не нарушала, заявила чиновник.
Опыт рассмотрения жалоб, поступивших уполномоченному по правам человека, говорит о том, что многие граждане не обладают информацией, затрагивающей их жилищные права. Люди часто не знают, кто, когда и с каким результатом обследовал их дом. Для некоторых планы администрации переселить их в новые квартиры оказывались сюрпризом. На личном приёме у уполномоченного люди рассказывали, что, обращаясь к чиновникам, они не могли получить полной информации по существу вопроса, приносили документы разных лет, содержащие противоречивые сведения. По закону же данные о состоянии жилфонда, планах и локальных правовых актах должны быть общедоступными. «Попытка найти такую информацию на сайте администрации успеха не принесла, – отметил Ковалёв. – Возможно, мы плохо искали, но, скорее всего, её там просто нет».
«Почему они так к нам относятся?»
«Поедете туда, куда мы скажем, или вообще ничего не получите» – так, по словам жительницы ветхого дома по ул. Крымской, 52, Любови Горелой, чиновники городской администрации ответили на вопрос, почему семья из шести человек, включая двух детей, должна сменить четырёхкомнатную квартиру в Иркутске II на «двушку» в предместье Марата. В прошлый четверг, рассказывает пожилая женщина, ей выдали уведомление, что семье необходимо осмотреть новую квартиру, которая находится по ул. Мельничной, 2/2. Первое, что смутило собеседницу «СЭ», – новостройки расположены далеко от остановки, идти к ним пришлось по обочине дороги с оживлённым движением.
«Тротуара нет, ужасная грязь, – сокрушается женщина. – Рядом ни детского сада, ни школы, а у дочери двое детей. Но самое главное не это: квартира на одиннадцатом этаже, а при моей гипертонии так высоко жить нельзя. Дают 64 квадрата вместо наших 62-х, но жить там негде – две маленькие комнаты, огромная прихожая и большая кухня. Я лично ходила на приём к Войцехович в августе, и она пообещала, что дадут 4-5 вариантов квартир. А что получилось?!» – от такой несправедливости женщина почти плачет.
«Нам сказали: «Не съедете – дадим 128 тысяч, в которые оценена ваша квартира. Что вы на них только купите?» – присоединяется к разговору дочь Любови Филипповны Татьяна. – Почему они к нам так относятся?»
Подобный вопрос неоднократно слышал от участников программы и уполномоченный по правам человека, говорит Владимир Ковалёв. «Не знакомые друг с другом люди называли фамилии одних и тех же чиновников, которые вели себя по-хамски, – заметил сотрудник аппарата омбудсмена. При этом доказать, что служащие администрации допускают некорректное поведение, практически невозможно. На соответствующее письмо мэру города уполномоченный по правам человека получил официальный ответ, что жалобы не подтвердились.
Правовой нормы, которая позволяла бы гражданам выбирать жильё, действительно нет, пояснил «СЭ» Владимир Ковалёв. Однако законодательно установлено, что новое жильё должно быть равноценным по площади и количеству комнат, благоустроенным, находиться в черте населённого пункта, учитывать объёмно-планировочное решение, обеспечивать размещение в доме необходимых предметов мебели и оборудования с учётом эргономики. Любови Горелой и её семье должны были предоставить четыре комнаты. «Никакая экономика не может служить оправданием нарушения прав человека. Если администрация не может их обеспечить – нужно договариваться с людьми, как-то компенсировать», – говорит эксперт.
После того как Любовь Филипповна наотрез отказалась подписывать документы, ответственные чиновники нашли другой вариант для семьи и предложили квартиру на ул. Баумана. В среду женщина съездила в Ново-Ленино, но увидела квартиру только на бумаге. Поскольку дом ещё не сдан, в помещении на первом этаже пока складированы стройматериалы. «Если судить по плану, эта квартира нам лучше подходит: три комнаты на первом этаже», – рассказала Горелая, отметив, что уже согласилась подписать бумаги, побоявшись вовсе остаться у разбитого корыта.
В целом довольны
Соседке Любови Горелой по Крымской, 52, с переселением повезло больше. Елена Матвеева с грубостью чиновников не сталкивалась, ей даже сразу предложили выбор.
«Получили квартиру в Ершах, – сообщила она. – Мне сказали, что с нашими 15 квадратами, на которых мы живём вчетвером, меня вообще могли переселить в коммуналку. Было три варианта, но выбирать особо не из чего: две квартиры были на пятом этаже, и у них уже бежал потолок, одна – на первом этаже и в середине дома, на ней мы и остановились».
Елена Матвеева, свыкнувшись с мыслью, что инфраструктура в новом ещё строящемся районе будет развиваться, радуется: семья получила возможность даже улучшить условия – площадь нового жилья на 2 квадратных метра больше, а главное – дети больше не будут каждую зиму дышать грибком и сыростью из-за протекающей крыши.
Между тем сохранение коммунальных квартир Владимир Ковалёв назвал одной из существенных проблем в ходе исполнения программ по переселению из ветхого и аварийного жилья. «Переселяя людей из ветхих и аварийных коммуналок в центре города в другие коммуналки – на окраине, власти лишают граждан перспективы улучшения жилищных условий», – отметил Ковалёв.
Депутат Жанна Есева хорошо знакома с жителями Ново-Ленино, среди которых уже много участников программы. По её словам, переселенцы в целом благодарны администрации и довольны новым жильём, а недовольные жалуются не всегда обоснованно.
Владимир Ковалёв не согласен: пока никто не исследовал мнение переселенцев в целом, реальную картину увидеть невозможно. «Специальной статистики по Иркутску нет, но к уполномоченному еженедельно приходят с жалобами один-два человека, то есть их число исчисляется десятками», – сказал он.
Отдельно эксперт указал ещё одну проблему. Владельцы приватизированных квартир имеют право собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Как правило, при переселении об этом никто не вспоминает.
Депутаты городской Думы решили принять информацию, изложенную в специальном докладе уполномоченного, к сведению. Вероятно, это следует понимать, как отказ что-либо менять в сложившейся практике, полагает Владимир Ковалёв.