Моя малая родина
Когда мы говорим о родине, то подразумеваем тот уголок на планете, который ближе всего к нашему сердцу, место, где мы родились.
А что там, за горизонтом?
На своей родине ты знаешь каждый уголок, где можно было бы помечтать в тени высокого дерева, полюбоваться на облака причудливой формы и, разгадывая их секрет, лежать на траве и слушать завораживающее пение птиц. Сплести венок из полевых цветов: ромашек и васильков, одуванчиков и душистых трав. Забраться на самое высокое дерево и смотреть вдаль, задавая себе вопрос: «А что там, за горизонтом?». Набрать на берегу реки разноцветных камней, чёрных и белых, круглых и необычной формы, и сделать коллекцию, которую ты никогда не забудешь. Собрать самый большой букет в мире из разноцветных бутонов, потом поставить его в мамину любимую вазу и любоваться цветами, вдыхая их чудесный аромат. Тёплой летней ночью, лёжа среди травы и цветов, наслаждаться чудесными мгновениями: смотришь на звёздное небо, куда-то вдаль, стараешься рассмотреть каждую звезду и думаешь: «Как было бы хорошо стать космонавтом, чтобы полететь туда, в неизведанные края, к звёздному небу, и разгадать его тайну». А ещё ждать, когда же упадёт «падающая звезда», чтобы успеть загадать желание.
И у каждого этот чудесный уголок свой. У кого-то это дом на берегу реки или на опушке леса, а может быть, и даже огромный мегаполис.
Эти воспоминания мы не променяем ни на что на свете, потому что родина – самое дорогое.
Деревенская летопись
Моя малая родина – Грановщина. Это небольшая деревенька, которая растянулась на три километра вдоль реки Куды. Мне всегда было интересно узнать, почему эту деревню так назвали и кто был первым поселенцем на этой земле.
Поговорив с местными жителями и прочитав летопись села, я открыла для себя много интересного и нового.
В 1672 году в Кудинской (Красной) слободе было 12 дворов пашенных крестьян. По соседству с ней находилась деревня Карлукская, основанная крестьянином Агеем Фёдоровичем Граной. Эта деревня была одним из первых земледельческих поселений. Посаженные на этой земле крестьяне обязаны были пахать и выращивать хлеб на одной десятине в пользу Иркутского острога. Сыновья Агея Граны – Фёдор и Матвей Гранины – в 1684 году просили об отводе новой земли для заимки, указывая, что «на той Карлуцкой нашей заимке земля выпахалась». Земля пахалась сохой, удобрения не применялись, что приводило к её раннему истощению.
Необходимо было испросить согласия кочевавших в окрестностях бурят, которые сказали, что если пашенные крестьяне Гранины поселятся, или «ясашным братским людям Бокунаю с товарищами утеснения и порухи в ясочном платеже не будет и та де земля не под кочевым ясашных людей». Граниным отвели землю для новой заимки «в межах с урицкими крестьянами». Так была основана заимка братьев Граниных. Но место на левом берегу Куды было выбрано неудачно, так как затоплялось разливами реки. Позже Фёдор и Матвей Гранины поселились на более высоком берегу реки Куды, то есть правом. Новое поселение по имени основателей получило название Грановщина. В 1699 году в материалах переписи встречаются записи: «Во дворе – Фёдор Гранин, женат, у него четыре сына: Микитка, Лёвка, Федька, женаты, Васька, десяти лет, у Микитки два сына: Сидорко пяти лет, Аношко пяти недель, у него два ясыря (домовые батраки) крещены. Осташка, Гишка, женаты, у Гишки сын Артамошка. В деревне Карлук Пётр и Фёдор Гранины купили парня мунгальской породы за 32 рубля».
Крестьяне, государственные поселенцы и отставные солдаты
Спустя почти 200 лет известный сибирский писатель, журналист и общественный деятель Михаил Васильевич Загоскин, сосланный в Грановщину, составил подворный список населения. Он рассказывает о том, что в 1887 году всё население Грановщины состояло из государственных крестьян, крестьян из поселенцев, старых отставных солдат, ссыльных лиц городских сословий. Крестьян считалось 166 дворов, крестьян из поселенцев – 1 двор, старых солдат из местных жителей – 4 двора, и остальных – 3 двора. На 166 дворов приходится 731 человек, из них 390 мужчин. Крестьянские семьи были большие: «В подворном списке значатся семьи зажиточных крестьян: Усова Андрея – 19 человек, Клыпина Иннокентия – 10 человек, Ворошилова Петра – 10 человек, Гранина Егора – 9 человек».
Главным занятием грановцев было земледелие – сельское хозяйство. У каждого домохозяина было три поля «под паром» и столько же под хлебами. На приусадебных участках крестьяне выращивали овощи и табак. Подсобным промыслом для крестьян служил наём в работники – на золотые прииски, на рыбную ловлю.
Торговля – главный сельский бизнес
О торговле местных жителей Загоскин писал: «Самый излюбленный промысел грановцев – торговля, но не лавочная, а развозная. Чуть у мужика не хватает хлеба, он продаёт телёнка, лошадь или берёт взаймы 10–20 рублей, покупает сотню омулей, сотню деревянных ложек, муравленых чашек, кладёт на воз мешок муки, чесноку и едет в глухие деревушки, где уродился порядочный хлеб, и меняет все свои товары на хлеб. Через 5-6 дней торговли воротится домой и привезёт пудов 20 хлеба, 2 мешка он продаёт на уплату долга, а другими двумя питается целый месяц. Таких торгашей в деревне человек 60. С октября по апрель они съездят во все четыре стороны раз десять и кое-как сыты». Несмотря на изворотливость крестьян, каждый третий был бедным.
Вот такая история у моей малой родины.